Posted 13 января 2020, 06:58
Published 13 января 2020, 06:58
Modified 3 ноября 2022, 18:57
Updated 3 ноября 2022, 18:57
Активная установка камер видеонаблюдения на дорогах Нижегородской области началась в 2012 году. Тогда в рамках проекта «Безопасный город» было создано одноименное казенное учреждение, которое и занималось этой работой. В 2015 году его переименовали в «Центр безопасности дорожного движения» (ЦБДД).
Согласно карте, опубликованной на сайте госавтоинспекции, на дорогах Нижегородской области в настоящий момент размещено 326 средств фото- и видеофиксации. Половина из них находится в Нижнем Новгороде.
В регионе используются технические средства фиксации марок MultaRadar, «Автоураган», «Вокорд-Трафик», «Кордон», «Крис» и «Стрелка». По своей форме они могут быть стационарные — их устанавливают на столбах или специальных конструкциях над полосами движения, или мобильные — «треноги», которые можно оперативно переставлять с места на место. В зависимости от модификации цена таких устройство может достигать от 2 до 5 млн рублей.
В октябре на заседании комитета регионального парламента по транспорту и дорожному хозяйству директор ЦБДД Олег Шувалов доложил депутатам, что сейчас в области работают 229 стационарных комплекса фиксации нарушений, из них 204 фиксируют нарушения скорости, 20 — нарушения на перекрестках, 5 — нарушения на железнодорожных переездах. Кроме этого, работает 92 передвижных комплекса.
В 2019 году ЦБДД планировал приобрести еще 87 передвижных комплексов за 171,4 млн рублей, часть из которых должна была пойти на замену устаревшего оборудования 2007–2009 гг. выпуска. Однако учреждение разорвало контракт с ООО «Интеллектуальные системы и сети» из-за того, что оборудование оказалось бракованным — на нем отсутствовало программное обеспечение. Повторная закупка пока не объявлена.
На будущий год ЦБДДД запланировал установку 82 стационарных комплекса в Нижегородской области на сумму 450,2 млн рублей. Закупка оборудования будет осуществляться в рамках федеральной программе «Безопасные и качественный автомобильные дороги». С 2021 по 2024 годы для достижения показателей данной программы региону нужно установить еще 117 стационарных комплексов на 643,5 млн рублей.
Таким образом, к 2024 году количество стационарных комплексов фото- и видеофиксации на дорогах федерального, регионального и местного значения Нижегородской увеличится с 229 до 473 штук.
Обслуживание комплексов фиксации нарушений ПДД на дорогах обходится не дешево. Согласно информации, размещенной на сайте госзакупок, ЦБДД заплатит 21, 2 млн рублей ООО «Аэль-РТС» Инжиринг» за оказание услуг по техобслуживанию передвижных комплексов в 2020 году.
С этой же компанией ЦБДД в 2017 году заключил 13 трехлетних контрактов до конца 2019 года, и еще один в 2018 году на установку мобильных комплексов фиксации нарушений ПДД. За три года ООО «Аэль-РТС» инжиниринг получит за свои услуги более 250 млн рублей.
Еще один участник бизнеса по фиксации нарушений на дорогах — ООО «Платформа-Софт». С ним ЦБДД заключил трехлетний контракт в 2017 году на установку мобильных камер в Нижегородской области. Правительство заплатит фирме более 38 млн рублей.
Согласно документам, опубликованным на сайте госзакупок, ЦБДД платит частным компаниям за количество отработанных часов, то есть эти расчеты не привязаны к количеству выписанных штрафов.
В конце текущего года центр планировал выбрать подрядчика, который бы организовал работу передвижных комплексов в будущем году. Закупка на сумму 19,7 млн рублей была объявлена 13 декабря, однако она была приостановлена по требованию Управления федеральной антимонопольной службы (УФАС). Жалобу на ЦБДД подало ООО «Безопасная дорога».
Пока привлекать частные компании к фиксации ПДД — законно. Однако в июле 2019 года в Госдуму депутатами ЛДПР был внесен проект закона, по которому все технические средства фиксации должны находиться в собственности РФ или субъектов РФ.
Кроме того, согласно этому документу, правительство РФ будет само разрабатывать порядок определения, выбора мест для их установки. Примут ли закон, пока неизвестно.
Нижегородская область не добирает по штрафам
Как сообщается на сайте региональной госавтоинспекции, за нарушения правил дорожного движения с января по октябрь 2019 года в Нижегородской области было вынесено 1,6 млн постановлений на 1,2 млрд рублей, а за аналогичный период 2018 года — 1,9 млн постановлений на 1,7 млрд рублей. Отмечается, что более 80 всех штрафов выявляется именно при помощи технических средств.
С 1 января 2019 года в России вступил закон, согласно которому, средства от штрафов за нарушение ПДД теперь направляются в региональные дорожные фонды и тратить их можно исключительно на содержание дорог и строительство новых.
При формировании бюджета Нижегородской области на 2019 и 2020 годы доходы от штрафов за нарушение ПДД запланированы в объеме более 2 млрд рублей на каждый год.
Однако, по данным регионального министерства финансов, в текущем году, собрать удалось меньше — чуть более 1,8 млрд рублей.
Эксперты утверждают, что региональные чиновники постараются увеличить количество камер ГИБДД, чтобы собирать больше штрафов, и не исключают появления на дорогах новых ловушек.
Данную проблему затрагивал и президент РФ Владимир Путин в июне на заседании Госсовета. Он отметил, что не стоит специально скрывать и прятать камеры, особенно на опасных участках. По словам главы государства, в случае, когда камеры намеренно спрятаны, «происходит прямая подмена смысла» установления ограничений.
«Вместо того, чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это только средство для достижения нужного нам результата. Прошу навести здесь порядок», — распорядился Путин.
В Нижегородской области общественная организация «Центр помощи автомобилистам» совместно с региональным отделением Общероссийского народного фронта (ОНФ) заявляли о запуске проекта по выявлению таких ловушек и последующей ликвидации.
«Если камера не выполняет свою основную функцию — повышение безопасности дорожного движения, значит, она работает во вред водителям и пешеходам. Спрятанные в кустах треноги и камеры, установленные в нелогичных местах, заставляют автомобилистов совершать резкие торможения и маневры, провоцирующие ДТП», — отмечает региональный координатор проекта «Безопасные и качественные дороги» ОНФ, руководитель «Центра помощи автомобилистам» Сергей Кузин.