Posted 26 ноября 2019, 13:57
Published 26 ноября 2019, 13:57
Modified 3 ноября 2022, 18:30
Updated 3 ноября 2022, 18:30
С 1 января 2019 года в четырех регионах страны — Татарстан, Калужская область, Москва и Московская область в качестве эксперимента был введен налог на профессиональный доход (НПД) в размере 4% для тех, кто обслуживает физлиц, и 6% для тех, кто работает с юрлицами.
На прошлой неделе министерство финансов РФ предложило ввести налог на профессиональных доход (НПД) в 19 регионах страны с 1 января 2020 года. Среди них оказалась и Нижегородская область. А с 1 июля 2020 года эксперимент может быть распространен на всю страну.
«Коммерсант» сообщает, что суммарный доход, полученный от реализации деятельности налогоплательщиками НПД, — около 30 млрд руб. Однако, как выяснилось, причина такой спешки законопроекта не в сумме дохода, а в том, что многие предприниматели, узнав о льготах самозанятых, решили регистрироваться в экспериментальных регионах.
«Мы здесь видим риски, потому что, учитывая привлекательную налоговую ставку, считаем, что есть опасность, что ряд предпринимателей могут уйти в соседние регионы. Мы предлагаем одновременно ввести налоговый режим на всей территории (страны — ИФ)», — цитирует «Интерфакс» губернатора Псковской Области Михаила Ведерникова.
После этого премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил Минфину продумать механизмы, которые не допустят «миграции» предпринимателей между регионами при поэтапном введении налога на самозанятых.
Отметим, что, по данным Федеральной налоговой службы, на начало ноября 2019 года всего в России зарегистрировано 260 тыс. плательщиков НПД: в Москве — 152 тыс. таких физлиц, в Московской области — 56 тыс., в Татарстане — 47 тыс., в Калужской области — 6 тыс.
В министерстве экономики Татарстана сообщают, что наибольшее число самозанятых республики приживают в Казани и Набережных Челнах. В первую очередь это таксисты,. На втором и третьем месте сдача жилья и консультации. Кроме того, самозанятые занимаются репетиторством, программированием, маркетингом и рекламой.
При этом в республике не все довольны своими результатами. Так, мэр Казани Ильсур Метшин в середине октября, узнав, что на «спрос» рынке труда находятся ещё около 100 тысяч казанцев, был недоволен. «Если 100 тысяч еще не сделали этот шаг и не зарегистрировались 10%, то впереди, что называется, непочатый край работы для нас и для наших коллег», — заявил мэр.
10 тысяч нижегородцев уже стали самозанятыми
Нижегородское региональное отделение «Опоры России» в июле 2019 года обратилось к губернатору НО Глебу Никитину с предложением о введении на территории региона специального налогового режима.
Как объясняют в общественной организации, они решили вынести эту инициативу на уровень губернатора, потому как к ним обращались нижегородцы, желающие попасть под категорию самозанятых. Кроме того, проведение таких проектов, как «Мама-предприниматель», «Бизнес 21 века», «Сделано мамой сделано в России» показывают необходимость и желание выхода в легальную плоскость тех, кто занимается предпринимательством на начальном этапе.
«Преимущества данного налогового режима в простоте и удобстве использования, потому что весь процесс регистрации, оплаты налогов и ведения деятельности проходит в мобильном приложении. Больше людей выйдут из тени. Сейчас одна из основных причин ухода в тень, это сложная процедура при регистрации и предоставлении отчетности», — говорит председатель регионального отделения «Опоры России» Ирина Садовникова
Более того, она добавляет, что налоги платятся с фактической реализации товара или услуги. Это удобно тем, кто не обладает фиксированным и постоянным доходом от деятельности и зависят от сезонности.
«Нижегородская область обладает достаточно большим потенциалом при переходе на специальный налоговый режим. Так как при проведении эксперимента в Москве, Татарстане и Московской области в 2019 году зарегистрировалось больше 10 тысяч нижегородцев в качестве самозанятых и уже платят налоги в бюджеты других регионов», — считает Садовникова.
Все ли так позитивно?
Бизнес-Омбудсмен Павел Солодкий в беседе с NewsNN отметил, что у данного эксперимента есть положительные и отрицательные стороны. Среди первых — это то, что гражданам дадут возможность работать легально, зарабатывать деньги и платить минимальный долг.
«Вместе с тем, у меня есть опасения, что часть малого бизнеса может быть разрушена теми нормативными документами, которые есть в этом законе», — говорит Солодкий. В частности, предпринимателям запрещается в течение двух лет заключать договора с теми, кто раньше были их подчиненными. Это будет рассматриваться в качестве дробления бизнеса.
«Этот факт может негативно сказаться на деятельности этого бизнеса, который сегодня платит налоги и работает в „белую“», — считает бизнес-омбудсмен.
Также он обращает внимание, что хотелось бы в качестве результата этого эксперимента увидеть более точные данные, а не абстрактные цифры. «Хорошо бы проанализировать и реально посмотреть на тех людей, кто действительно вышел из тени», — отмечает Солодкий. Он напоминает, что в эксперименте могли принять участие и жители других регионов, а это уже может уменьшить число зарегистрированных самозанятых.
«Федеральный центр поставил регионам план, сколько должно появиться [самозанятых]. Я допускаю, что под эти цифры начали подгонять статистику, чтобы показать правильную, хорошую отчетность», — говорит уполномоченный по правам предпринимателей Нижегородской области.
Напомним, что налоговый эксперимент успел получить критику от депутатов Госдумы РФ. Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров раскритиковал министерство экономического развития (МЭР) РФ из-за нового налогового режима для самозанятых. Он заявил, что министерство манипулирует данными Росстата и дезинформирует руководство страны.
«Неужели минэк не понимает, что в этих условиях регионы будут просто гнаться за дополнительными доходами, потому что у них денег не хватает? И начнут в лучшем случае просто приписывать, а в худшем — заставлять людей», — сказал Макаров.
Самозанятыми в первую очередь стали индивидуальные предприниматели
Аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев считает, что пилотный проект, реализованный в четырех регионах, показал достаточно неплохую эффективность, хотя, конечно, «вывести из тени» большую часть самозанятых пока так и не удалось.
«Результаты в целом неплохие, но куда скромнее, чем те надежды, которые возлагались в целом на проект по регистрации самозанятых с использованием льготной системы налогообложения», — говорит Коренев. Он замечает, что опыт первых четырех регионов показал — первыми в самозанятые поспешили перерегистрироваться индивидуальные предприниматели. Потому, что налоговый режим для самозанятых мягче, а процедура регистрации и взаимоотношений с фискальными органами заметно проще.
Есть еще несколько категорий самозанятых, которые в массовом порядке добровольно зарегистрировались. Это, в первую очередь те, чья деятельность хорошо видна и может быть без труда отслежена налоговой службой и иными проверяющими инстанциями. Это таксисты, те, кто сдает жилье на условиях посуточной аренды, парикмахеры, косметологи, кондитеры, рирайтеры и т. д. Т.е. те, кого-либо легко отследить, либо чья деятельность требует рекламы в СМИ, соцсетях или каким-либо еще образом.
«Те же, кто свой бизнес рекламировать не собирается, предпочли остаться в тени», — замечает Коронев. В пример он приводит. «Гаражные сервисы», которые в большинстве своем как работали, так и работают, так как клиентура у них либо постоянная, либо обеспечивается «сарафанным радио». Также не спешат регистрироваться и те, кто сдает квартиры внаем на длительные сроки — если квартиросъемщик проживает в данном доме много лет, фискальные службы о нем почти наверняка не узнают, да и соседи вряд ли «настучат».
«Неудивительно, что на этом фоне ФНС предлагает жёстко штрафовать тех, кто продолжает работать нелегально. Смогут ли столь решительные меры заставить „выйти из тени“ оставшихся предпринимателей? Маловероятно, так как практически невозможно оценить фактический оборот услуг и выручку нелегалов», — рассуждает аналитик.
Что касается весомого эффекта для российского бюджета, то, по мнению эксперта, пока он весьма скромен. Во-первых, потому, что ставка налогов по этой схеме невелика и «особой погоды» в бюджете не делает. Во-вторых, потому что значительная часть самозанятых (в целом по стране доля таковых составляет 22,4%, то есть около 16-17 млн. человек), регистрироваться пока не спешит.
«Теоретически, если предположить, что в итоге все или почти все самозанятые зарегистрируются официально, можно будет говорить о том, что их вклад в формирование доходной части бюджета будет уже весомым. Но до этого пока еще очень далеко», — говорит аналитик о выгода пилотного проекта для бюджета.