В минувшую субботу в Питере из Мойки достали кандидата исторических наук, кавалера Ордена почетного легиона. При себе у него оказался рюкзак с отрубленными женскими руками, которые он пытался утопить в реке. В квартире доцента сотрудники полиции обнаружили обезглавленное тело и окровавленную пилу. Убитой оказалась 24-летняя аспирантка СПбГУ Анастасия Ещенко, сожительница преподавателя, с которым они вместе трудились над научными публикациями о Наполеоне.
Соколов признался в убийстве. 11 ноября историку было предъявлено обвинение по ч.1 ст. 105 УК РФ, он взят под стражу. Расследование дела продолжается. Между тем, на фоне громкого убийства «всплыли» другие скандальные истории. Так, студентки обвинили в сексуальных домогательствах преподавателя РГПУ им. Герцена, депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского. У зданий вуза и парламента прошли одиночные пикеты с требованием проверить педагога и отстранить его от работы в университете.
Проведенный в 2015 году опрос исследовательского центра портала Superjob.ru показал, что с домогательствами сексуального характера на работе сталкивались 9% экономически активных россиян, а 85% сотрудников не попадали в такие ситуации. В то же время харассмент в России изучен мало, а пострадавшие зачастую скрывают факты притязаний, считая это постыдным.
NewsNN разобрался, существует ли харассмент в нижегородских вузах. Правда, не все преподаватели изъявили готовность говорить на эту тему. Так, от комментариев тактично отказался депутат Заксобрания Нижегородской области от КПРФ, преподаватель ННГУ Владислав Егоров, объяснив это тем, что существуют более важные и серьезные проблемы, требующие обсуждений. Его коллега Антон Фортунатов тоже предпочел не отвечать на вопросы.
По словам доктора экономических наук, профессора РАНХиГС Александра Мазина, интерес зрелых мужчин к молодым представительницам слабого пола существовал всегда, и это хорошо отражает русская поговорка «Седина в бороду, бес в ребро». У людей, имеющих власть и влияние, появляется желание этим воспользоваться и обернуть в свою пользу.
«Во многих случаях речь идет о сделке, причем взаимодобровольной, когда у каждой стороны есть своя выгода. Об этом говорят последние скандалы за рубежом, связанные с разоблачением продюсера Харви Вайнштейна, или движением MeToo, когда женщина хочет отомстить мужчине, который 30 лет назад заставил ее лечь с ним в постель, и она до сих пор не может ему этого простить. Тогда это была просто сделка, и она на нее пошла добровольно. Он ей что-то посулил, и, скорей всего, даже выполнил обещание, а сейчас она предъявляет ему претензии», — полагает собеседник NewsNN.
При этом Мазин считает, что не стоит преувеличивать зависимость студенток от преподавателей, хотя «возможно, некоторые девушки и ищут случай, чтобы решить свои проблемы таким способом». В любом случае, массовым явлением это назвать нельзя.
В США преподаватель, который заключает договор с университетом, подписывает письменное обязательство не вступать в интимные отношения ни со студентами, ни с коллегами. Такое ограничение при приеме на работу действует и во многих других странах мира. Сейчас к этому постепенно приходят в России.
В то же время говорить о полном запрете таких отношений преподавателей и студентов трудно, так как бывают случаи, пусть не часто, что связь происходит по любви. «Если речь не идет о насилии и о детях, то это не преступление. Это скорее морально неблагоприятное деяние. Когда преподаватель принуждает студентку, то это отвратительно и должно осуждаться, если же нет насилия, то кому, в конце концов, какое дело», — говорит профессор.
«Я имею ввиду те редкие случаи, когда молодая женщина действительно начинает испытывать искренние чувства к пожилому мужчине. И мы знаем истории очень счастливых браков людей разного возраста. Например, Олег Табаков и Марина Зудина. Немолодые мужчины могут оказаться настолько незаурядными, настолько талантливыми, что они притягивают к себе женщин, не деньгами и не возможностью что-то посулить или чем-то отблагодарить, а самими собой», — отмечает эксперт.
В целом, любовные отношения зрелых мужчин с молодыми женщинами больше свойственны для артистического мира, где часто используют зависимость «ты мне постель, а я тебе роль». «Я вас уверяю, что в театральном мире всегда это было, есть и будет. Всегда молодые актрисы будут искать расположения режиссера и будут счастливы, если он обратит на них свое внимание. Так устроен этот мир», — говорит Мазин.
Доктор философских наук, профессор Нижегородского института управления — филиала РАНХиГС Андрей Дахин согласен с тем, что «любви все возрасты покорны». По его словам, встреча поколений на вузовских площадках, в общем, достаточно часто оборачивается тем, что в русской культуре иногда называют неравные браки.
«Криминал в этой области — что-то экстраординарное для вузовской среды. Питерский случай — это исключение из всех даже самых немыслимых и самых теневых правил. Я даже чего-то близкого к этому в Нижнем Новгороде не припомню», — говорит собеседник NewsNN.
Несколько лет назад всю Россию потрясла история о том, как нижегородец-душегуб Олег Белов свирепо расправился со своей беременной женой и детьми, но это совершенно другой социальный слой и для нашего города свойственны именно такие вещи, считает Дахин. В Санкт-Петербурге же, по его словам, криминал характерен и богеме.
Оба преподавателя сошлись во мнении, что историк-расчленитель был человеком с нездоровой психикой, и что с ним делать — сажать в тюрьму или сумасшедший дом — должны решать специалисты.
«Есть такие люди, которые внешне ведут себя достойно и прилично, но на самом деле являются извергами. Пожилые преподаватели засматриваются на студенток из-за желания молодого тела, у них разыгрываются фантазии, но объект, как правило, недостижим. Они так поступают от безысходности и отсутствия нормальных отношений с женщиной. У людей едет крыша и появляются маниакальные желания. Студентки идут на такие отношения, потому что хотят легкой и красивой жизни и не задумываются о последствиях», — отметил в разговоре с NewsNN нижегородский сексолог Евгений Быстров.