женщина переходит железнодорожные пути

Вечные заторы и ДТП: как сормовичам живется в «железнодорожном гетто»

14 ноября 2019, 10:52
Участок Сормовского района, который жители называют «железнодорожным гетто», продолжает активно застраиваться: с числом новоселов увеличивается и число пробок, а ж/пути все ближе приближаются к домам, что снижает безопасность и комфорт горожан. NewsNN выяснил, делает ли «ГДЖ» что-либо для улучшения ситуации.

Часть Сормовского района со всех сторон окружена железной дорогой. После станции «Починки», которая находится вблизи пр. Кораблестроителей, идет разветвление ж/д дороги, которое пересекается только после станции «Костариха». Таким образом жители нескольких улиц (Федосеенко, Культуры, Героя Рябцева, Коминтерна, 50-летия Победы, бул. Юбилейный, пр. Героев) находятся внутри этого железнодорожного «кольца». Кроме того, там расположены Сормовский парк культуры и отдыха и единственный в городе крупный зоопарк, а также множество объектов социальной и промышленной инфраструктуры.

Обе ветки служат для перевозки пассажиров по Заволжскому направлению. Только одна идет до железнодорожного вокзала «Нижний Новгород — Московский» через «Костариху», другая раньше следовала туда же, но через станцию «Варю». Однако с появлением в Сормове метрополитена пути от «Вари» до вокзала разобрали. Теперь эта станция является конечной и не пользуется спросом. В день до нее ходит только один поезд из Заволжья (и обратно) и еще один из Правдинска (и обратно).

На запрос NewsNN о необходимости «Вари» в «ГЖД» («Горьковская железная дорога») на момент публикации не ответили. Также осталось неизвестно, есть ли в планах компании закрытие станции и разбор путей, что стало бы одним из шагов на пути к решению проблемы пробок в Сормове.

Сейчас рядом с путями в Сормовском районе идет активная застройка. Так, готовятся к вводу или недавно были сданы в эксплуатацию сразу несколько жилых комплексов: «Буревестник», «Планетарий», «Корабли», «Удачный», «Удачный-2» и др. Поэтому население там постоянно растет, увеличивается и транспортный поток. При этом в пробках вынуждены стоять не только жители близлежащих домов, но и те, кто едет из центра или других районов Нижнего Новгорода в сторону Балахны, Заволжья, Городца.

«В развитых городах есть тенденция, что большинство железных дорог просто ликвидируется. А там, где ликвидировать невозможно, принимаются решения, которые обеспечивают уменьшение пробок. Обычно делаются эстакады. Я думаю, что „Горьковская железная дорога“ вполне может поучаствовать в этом», — сказал в разговоре с NewsNN доцент ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов.

Виадука на Циолковского сормовичи ждут уже более 30 лет. Впервые о его необходимости заговорили еще в 1983 году. Однако с началом перестройки про него забыли. В середине 2000-х про объект вновь вспомнили. В 2007 году даже был разработан проект: первая очередь строительства предусматривала шестиполосный путепровод на Циолковского от ул. Светлоярской до бул. Юбилейного общей протяженностью 1020 метров. Но строительство вновь застопорилось.

В январе 2019 года мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов на встрече с жителями Сормовского района заявил, что виадук на Циолковского может быть построен к юбилею города (2021 год). В ходе визита в столицу ПФО в мае вице-премьер РФ Виталий Мутко рассказал, что на празднование 800-летия из федерального бюджета будет выделено 10 млрд рублей, часть из которых пойдет на виадук.

Как сообщили NewsNN в минтрансе Нижегородской области, стоимость строительства виадука будет определена по итогам прохождения государственной экспертизы, положительное заключение которой планируется получить в январе, и проведения конкурсных процедур. Строительство объекта планируется начать в 2020 году.

«Это очень серьезный вопрос. По пробкам Сормовский район занимает первое место в городе. Район парализован», — отметил в беседе с NewsNN депутат Законодательного собрания Нижегородской области от Сормовского района, экс-мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев.

По его информации, из федерального бюджета на строительство виадука выделено уже 2,9 млрд рублей.

Будут ли «Горьковские железные дороги» участвовать в этом проекте также остается неизвестным. Ранее руководство «ГЖД» публично об этом не заявляло, запрос NewsNN на данную тему также остался без ответа.

Еще в 2013 году для улучшения транспортного сообщения в Сормове администрация района предлагала открыть дублирующие переезды. Но в ГЖД не согласовали инициативу, сославшись на ведомственную инструкцию.

«Можно, например, заключать соглашения между областью и железной дорогой о реализации взаимовыгодных проектов, чтобы часть поездки совершалась по железной дороге и по тому же билету можно было бы пересесть на автобус. Партнерство могло бы быть взаимовыгодным, и проблема с пробками была бы решена. Это просто недостаток доброй воли и проявления партнерского духа», — предложил еще один вариант Иванов.

Отметим, что уже на протяжении 10 лет бессменным начальником «ГЖД» является Анатолий Лесун. С 2011 года он также — депутат Законодательного собрания Нижегородской области. Однако, например, в прошлом году Лесун предложил лишь одну поправку к законопроекту, следует из отчета, опубликованного на сайте парламента. Единственная инициатива главы «ГЖД» касалась выделения из регионального бюджета субсидии (почти полмиллиарда рублей) на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки льготных категорий граждан «с учетом затрат на приобретение железнодорожного подвижного состава и на обеспечение транспортной безопасности».

Кроме того, АО «Волго-Вятская пригородная пассажирская компания», совладельцем которой является ОАО «РЖД», будет получать по 178,3 млн рублей в год в качестве возмещения затрат на покупку пяти электропоездов. В деятельности этой компании Ространснадзор неоднократно находил нарушения транспортной безопасности, сообщается в «СПАРК-Интерфакс».

«Одним из основных направлений деятельности ОАО „РЖД“ является обеспечение безопасных условий нахождения граждан, в том числе детей на железнодорожной инфраструктуре», — говорится на сайте ГЖД.

Однако за 2018 год на объектах инфраструктуры «Горьковской железной дороги» пострадали 18 несовершеннолетних, восемь из которых получили смертельные ранения. Семь подростков были сбиты поездами, один — погиб от воздействия электротока при подъеме на подвижной состав.

Во всех приведенных «ГЖД» случаях компания снимает с себя ответственность за произошедшее. По ее информации, подростки не реагируют на звуковые сигналы поездов, а локомотивная бригада просто не успевает затормозить из-за малого расстояния.

Какие меры безопасности, помимо профилактических бесед с детьми, принимает «Горьковская железная дорога» выяснить также не удалось. На момент публикации ответ на запрос не поступил.

При этом число погибших детей не уменьшается. За 10 месяцев 2019 года скончались на железной дороге восемь несовершеннолетних, еще шестеро — были травмированы.

Нередки и случаи столкновения поездов с автомобилями на ж/д переездах. «К сожалению, обслуживание железнодорожных переездов — это исключительная компетенция эксплуатирующей организации. Вопрос именно в том, что сейчас надзор за безопасностью производится недостаточный. Привести инфраструктуру в надлежащее состояние, чтобы либо барьерные ограждения, либо иные средства предупреждения работали в надлежащем режиме, не сложно», — рассказал в разговоре с NewsNN глава «Центра помощи автомобилистам», координатор направления «Безопасные и качественные дороги Нижегородской области» Общенародного российского фронта Сергей Кузин.

По его словам, сейчас ситуация с безопасностью железнодорожных переездов «оставляет желать лучшего». «Президент России уже дал указание приводить инфраструктуру к нормативному состоянию. Цель снижения травматизма и смертности входит в нацпроекты. Соответственно, любая государственная компания обязана исполнять указания президента. Ресурсы необходимо выделять и эффективно расходовать, а не тратить их, например, на огромные выплаты членам советов директоров. Деньги есть, их необходимо просто рационально использовать», — добавил Кузин.

По мнению эксперта, ремонт железнодорожных переездов также мог бы поспособствовать решению проблемы постоянных заторов в Сормове. «Мы считаем, что те пути, которые относятся к „ГЖД“, безусловно, должны быть приведены в нормативное состояние, чтобы автомобилист на проезд через них тратил значительно меньше времени. Это приведет к существенному снижению пробок», — отметил он.

«Анализируя проблему, мы нашли единственный возможный выход сейчас, — сделать пути ровными, то есть выровнять асфальтобетонное покрытие до верхней границы железнодорожных путей и убрать все лишние, ненужные конструкции, которые сейчас присутствуют. Это металлические разноуровневые блоки, которые лежат у путей, в результате чего автомобилисты вынуждены снижать скорость почти до 3-5 км/ч при пересечении путей. В противном случае пострадает подвеска автомобиля», — пояснил автоэксперт.

По его оценкам, если сделать так, как он говорит, то пропускная способность увеличится как минимум в 8 раз, что значительно сократит пробки, особенно в час пик.

«Я думаю, что деньги, которые на это нужно выделить, небольшие, относительно того результата, который можно получить. Как минимум 25 тысяч нижегородцев будут довольны. Стоимость ремонтных работ составит несколько миллионов рублей на каждый переезд с учетом того, что у нас в год ремонтируются дороги почти на 2 млрд рублей», — заключил Кузин.

«ГЖД» рапортует, что за январь–август 2019 года было отремонтировано покрытие на 178 железнодорожных переездах. Только шесть из них — в Нижегородской области. Проводились ли какие-либо работы в Сормове — неизвестно. Всего в Нижегородской области сейчас 256 железнодорожных переездов.

На 2019 год был запланирован капремонт 18 объектов пассажирской инфраструктуры на «ГЖД». Три из них — в Нижегородской области, но за пределами столицы ПФО. Текущий ремонт был выполнен только на станциях «Костариха», «Чаадаево» и «Кооперативная» в Сормове.

#Дарья Вознесенская #Эксклюзив #Аналитика
Подпишитесь