Производство органической продукции является перспективным направлением для Нижегородской области. Об этом в ответе на запрос NewsNN сообщает министерство сельского хозяйства региона.
«Условия Нижегородской области подходят для ведения органического земледелия. Есть организации, которые ориентированы на производство такой продукции», — говорят в региональном минсельхозе.
Кроме того, в настоящее время разрабатываются региональные технологии, которые позволят получить такую продукцию. К разработкам привлечены местные ученые. «Минсельхоз Нижегородской области прорабатывает вопросы взаимодействия с компаниями, выпускающими препараты для производства органической продукции», — добавили в министерстве.
В целом, российский рынок натуральных и фермерских продуктов питания в 2018 году достиг 483 млрд рублей. Доля органики составила менее 2%. В России продано всего 9 тыс. т сертифицированных экологически чистых овощей и фруктов, меда, молока и мяса. Однако, согласно отчету Национального органического союза, российский рынок органики за последние два года показывает устойчивый рост более 10%. Единственный момент — 85% органической продукции было привезено из-за границы.
Законодательное регулирование
В следующем году в России вступит в силу закон «Об органической продукции». Он определит понятие «Органический продукт» и правила его использования. Кроме того, минсельхоз в 2020 году начнет вести единый государственный реестр производителей органической продукции.
Чтобы разместить на упаковке «Зеленый листок», фермеру нужно будет пройти сертификацию, то есть отказаться от химии на полях, не кормить животных лекарствами и гормонами, забыть о генной инженерии и других агрессивных методах стимуляции урожайности. Однако четкая система аккредитации и критерии внесения туда производителей до сих пор не разработана.
На данный момент Национальный органический союз насчитывает в России 92 официальных производителя органической продукции. В организации пояснили, что органическими компании можно называть только после прохождения ими соответствующей системы сертификации. В Нижегородской области ни одной такой фирмы пока нет.
«Да, возможно такие производители в регионе есть, но без проверки этого не понять. Прежде чем получить сертификат „Зеленого листка“, вся производственная цепочка тщательно проверяется. Может быть, фермер и не использует пестициды, зато ими пользуется его сосед. И тогда при проведении лабораторных исследований будет выявлено наличии химии. Поэтому нельзя верить производителю на слово», — пояснили NewsNN в Национальном органическом союзе.
Органика — это выгодно?
Помощник руководителя фермы «Family and farm» Ренат Ильясов говорит, что в стране только зарождается этот рынок органики. «Если на Западе он уже окреп и давно существует. У нас только на начальном этапе. На сегодня это рискованное мероприятие, на наш взгляд», — отметил фермер.
Семья Ильясовых из краснодарского Тихорецка два года культивировала экологически чистую малину. Но урожай с двух гектаров полукустарника в свежем виде расходился плохо. А биоваренье пришлось продавать по себестоимости. Затраты на эксперименты с органикой покрывали традиционно выращенные культуры. Но в прошлом году неуражай кукурузы привел семью к убыткам. Ильясовы в органике разочаровались и намерены вернуть малину к традиционным методам выращивания.
Участник КФХ Зениных Игорь Зенин тоже признает, что производство органической продукции — нелегкий труд. «Органическая продукция в себестоимости получается выше примерно на 30%. Не зависимо от того, это мёд, хлеб, томаты, огурец, паприка», — говорит фермер.
«У нас растет элитная еда. Это всё делается исключительно вручную. А ручной труд — всегда эксклюзив. Поэтому когда я слышу, что органическая продукция не должна стоить дороже обычной продукции, такого априори быть не может», — поддерживает его участница КФХ Татьяна Зенина.
Фермеры рассказывают, что в основе их семейного бизнеса Зениных — биогумус из отходов жизнедеятельности калифорнийских червей. На нем в прошлом году выросло около шести тонн овощей: огурцы, баклажаны, перцы. 85% выручки приходится на томаты. Их в хозяйстве 26 сортов, и у каждого свой документ.
«По-хорошему, должен быть сертифицирован каждый сорт продукции. Затратно. От восьми до 12 тысяч на каждый сорт. Это протокол испытаний, за который мы должны заплатить», — говорит Татьяна Зенина. Из-за высоких затрат, тщательной проверки и невысоких финансовых доходов, не все фермеры готовы сертифицировать свою продукцию как «органическую».
Чем поддержат производителей?
Конкретной поддержки «органических» компаний в России пока что нет. Президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин напоминает, что есть другие инструменты поддержки для фермеров.
«Они применимы к семейному бизнесу: и к микропредприятиям, и к семейным предприятиям, которые будут большего масштаба, и не подпадают под патент. Все инструментарии, которых в нашей стране уже очень много организовано, они будут работать в том числе и на семейный бизнес», — говорит глава ТПП.
Пока что же власти надеются, что новый государственный реестр органических производителей дополнительно защитит их продукцию и подстегнёт спрос покупателей.
Катырин верно замечает, что тот, кто реализует, не кричит, что это органическая продукция, потому что его никто не спрашивает об этом.
«Когда фермер узнает, что надо подтвердить и сказать, что это выращенное мясо, молоко, овощи, фрукты и так далее, что это продукт без всяких химических добавок, — наверное, тогда другой процент будет, потому что об этом начнут говорить и заявлять, что они на самом деле реализуют», — заключил глава ТПП.