Нижегородский ресторатор Сергей Уханов уверен, что в Нижнем Новгороде никто системно не занимается развитием туристической сферы. Об этом он заявил NewsNN, называя причины массового закрытия ресторанов в городе.
Директор туристического агентства Мария Свиридова отмечает, что идей по развитию отрасли у региональных чиновников много. Однако проблема в том, что при подготовке различных программ и стратегий, приглашаются сторонние эксперты. Правильнее, по мнению Свиридовой, руководствоваться в этом деле мнением местного бизнеса и местных специалистов.
«В «Стратегии социально-экономического развития до 2035 года» раздел «Туризм» явно написан дилетантом. Там констатируются очевидные вещи или, наоборот, фантастические идеи, очень затратные и в принципе нереализуемые», - сказала Свиридова.
В качестве примера эксперт называет пункт о развитии религиозного туризма. До большинства из храмов очень сложно добраться, поэтому привлечь туда людей не удастся, хотя средства закладываются не малые, уверена директор агентства.
Что касается круизных туристов, то, по расчетам Свиридовой, эта категория практические не тратит деньги в городе, так как спят и едят они на корабле.
Экскурсовод Сергей Мазин одной из точек роста отрасли видит событийный туризм, который сейчас развивается в регионе.
«Нижний Новгород становится самым фестивальным городом России. У нас проходит масштабный праздник электронной музыки Alfa future people, кинофестиваль «Горький fest», фестиваль народных художественных промыслов «Секреты мастеров» и др. В наших интерьерах, наших красотах это выглядит потрясающе. И уже по все России идет слух, что здесь интересно, сюда едет большое количество людей», - сказал Мазин NewsNN.
По мнению эксперта, теперь главное удержать гостей города, привести их «еще и еще раз». «Несомненно, нужно развивать интерактивные решения. Активно в этом смысле работает Нижегородский художественный музей. Например, очень хорошая выставка сейчас создана в Дмитриевской башне кремля», - заявил Мазин.
Среди недостатков в туристическом сервисе Нижнего Новгорода он называет отсутствие достаточного количества туалетов, а также ресторанов «с интересной, русской, а лучше нижегородской едой».
«Например, был знаменитый можжевеловый квас, сейчас его не найдешь ни в одном заведении. Людям нужно что-то покушать, что-то потрогать руками, и вернуться за этим», - сказал Мазин.
Идею создать фирменное нижегородское городское меню недавно озвучил глава департамента предпринимательства и туризма Нижнего Новгорода Андрей Моисеенко. Предполагается, что оно будет предлагаться гостям в различных заведениях общественного питания. По словам чиновника, новинка поспособствует развитию гастрономического туризма в городе.
Также в мэрии NewsNN сообщили, уже в этом году будут установлены восемь стационарных туалетов повышенной комфортности на Нижневолжской набережной, в парке имени Пушкина, парке Дубки и на Щелоковском хуторе.
Молодым департаментам не хватает руководителей
Профильный департамент по туризму есть как в областном правительстве, так и в структуре администрации Нижнего Новгорода. Как правило, чиновники там надолго не задерживаются.
Так всего девять месяцев проработал в должности главы областного департамента Алексей Алехин – с июня 2018 года по май текущего года. Теперь он стал руководителем исполкома нижегородского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). А ответственным за туризм в регионе сейчас назначена Алла Морозова, правда, чиновница пока находится в статусе и.о.
До 2018 года в регионе не было профильной структуры, ответственной за развитие туристического потенциала. Эти функции были возложены на департамент культуры, который несколько лет возглавляла Наталья Суханова. Именно при ней город взял курс на событийный туризм. Так, в 2017 году нижегородские фестивали «Секреты мастеров» и «Горьковская елка» получили гран-при Национальной премии Russian Event Awards.
В масштабах города развитием отрасли занимается департамент предпринимательства и туризма администрации Нижнего Новгорода, он был создан в октябре в 2018 года. Сейчас им руководит Андрей Моисеенко, также в статусе и.о.
«Остаемся в прошлом веке»
По мнению экскурсовода Николая Кузнецова, Нижний Новгород сильно отстает в вопросе развития мультимедийных возможностей в сфере туризма.
«Во время чемпионата мира по футболу я общался с иностранцами, многие их них рассказывали, что испытывали трудности в поиске информации о самом городе, возможностях забронировать гостиницу и проч. Вывод – город в сети продвигается слабо», - отмечает Кузнецов.
Также, по мнению эксперта, плохо, что в сети размещены два туристических портала – один презентует Нижегородскую область, другой – Нижний Новгород. К примеру, в Ярославе есть единый ресурс «Ярославия», рассказывающий о события и достопримечательностях всех городов региона. Как сообщили NewsNN в администрации города, в скором времени сайт www.nn-grad.ru будет модернизирован.
«Еще одно направление – это аудиогиды, QR-коды на зданиях. Без этого нельзя, иначе город застрянет в прошлом веке», - сказал эксперт.
В качестве примера он приводит Пермь. Там разработаны два пешеходных маршрута – «Красная линия», двигаясь по которой турист может узнать о городе через призму знаменитых людей, которые в нем жили и оставили след. И «Зеленая линия» - маршрут, который объединяет в себе ключевые истории, культурные и архитектурные объекты из прошлого и настоящего Перми. Карту маршрутов можно скачать на сайте.
Нижний Новгород делает только первые шаги по внедрению мультимедийных возможностей в сфере туризма. На городском туристическом портале есть всего два аудиогида – для улиц Большая Покровская и Рождественская.
Еще в прошлом году для Рождественской был разработан проект «Говорящий дом». Это аудиогид по 23-м объектам. Экскурсия начинается от Канавинского моста и заканчивается памятником Минину и Пожарскому. Проект расположен на платформе Izi.Travel. Запустить приложение можно, сканировав QR-коды, которые расположены на исторических зданиях улицы.
В 2019 году в Нижнем Новгороде была внедрена карта гостя - Nizhny Card. Она представляет собой дисконтную систему на экскурсионный пакет, необходимый для знакомства с определенным городом. По Nizhny Card можно получить бонусы и скидки. Одновременно карта является ключом от гостиничного номера, электронным транспортным билетом, и банковской картой Мир/Maestro. В стоимость карты уже включено посещение 17-ти музеев Нижнего Новгорода. Существует пять видов карт, со временем действия от 1 до 7 дней и стоимостью от 700 до 1900 рублей.
Бренд Волги и промышленный туризм
По мнению Кузнецова, река Волга, на которой стоит Нижний Новгород, смогла бы стать тем смыслом, брендом, к которому потянутся туристы.
«Жизнь крутится вокруг Волги в нашем в городе. Здесь находятся штаб-квартиры судоходных компаний, размещены несколько судостроительных заводов и конструкторских бюро, речное училище и профильный вуз. В Наших затонах зимуют и ремонтируются суда. Есть отличные музеи в ЦКБ по СПК и на заводе «Красное Сормово», а Водной академии целый этаж ценных экспонатов об истории судоходства на Волге, макеты почти всех известных судов. Нужно все это культивировать и продвигать», - заявилКузнецов.
Также, по словам, экспертов, с которыми пообщался NewsNN, отмечают, что в Нижнем Новгороде и области в целом, слабо развит промышленный туризм, хотя возможности для этого колоссальные.
Тем не менее в городской администрации отмечают не большой, но рост турпотока в город и область. В 2019 году Столица Поволжья вошла в ТОП-10 городов России для путешествий на майские праздники, День города Нижнего Новгорода попал в тройку самых интересных опен-эйр фестивалей для событийных путешествий на выходные 17-18 августа 2019 года по данным портала ТурСтат.