По информации министерства социальной политики региона, в Нижегородской области проживает 280,9 тысячи инвалидов. Из них 1 группы — 24 334, 2 группы — 153 218, 3 группы — 93 100, детей-инвалидов — 10 261.
В области с 2015 года действует подпрограмма «Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». Она должна помочь создать условия для просвещенности граждан в вопросах инвалидности, а также для беспрепятственного доступа людей с ограниченными возможностями к приоритетным объектам и услугам социальной сферы.
В год запуска на реализацию программы было выделено 9,3 млн рублей: были переоборудованы 11 соцобъектов. В 2016 году регион смог привлечь федеральные средства — на программу направили 57,4 млн рублей. Тогда же наконец купили один полунизкий автобус для перевозки маломобильных групп населения в Нижнем Новгороде.
В 2017 году федеральный центр выделил деньги только на создание условий для получения детьми-инвалидами образования — 31,3 млн рублей. Годом позже общее финансирование увеличилось до 41,7 млн рублей. Тогда власти отчитались, что 39 организаций стали приспособленными для пользования инвалидами, а в Дзержинске появился один полунизкий автобус.
Объем финансирования на 2019 год и план работы в Министерстве соцразвития НО сообщать не стали. Так изменилось ли что-то на самом деле? И помогли ли выделенные деньги создать доступную среду?
Видимость доступности
Активист Нижегородского регионального общественного отделения (НРОО) инвалидов «Забота» Алексей Бачаев в беседе с NewsNN заявил, что нужно сделать больше парковочных мест для инвалидов ближе к входам в здания. «Есть проблемы даже на стадионе. Раньше там ездили электрокары. Сейчас их убрали и мне тяжело переходить через весь стадион», — сказал он.
Социальные объекты, которые якобы оборудованы для инвалидов, кажутся такими только внешне, заявил активист. «В Московском районе есть социальная защита. Кабинет для оформления инвалидности находится на третьем этаже. Почему бы не сделать его на первом этаже?» — сказал Бачаев.
По его словам, многие кнопки для вызова специалиста для помощи инвалидам не работают. «. В Сбербанке я постоянно проверяю, а эти звоночки не работают. Часто просто создается видимость доступности. Нужно хотя бы оставлять рядом номера телефонов сотрудников, которые могут помочь», — заявил он.
Проблему признает и пресс-секретарь общественной палаты НО Алексей Никонов. По его словам, в Нижнем Новгороде работает около 350 социальных объектов, которые постоянно проверяются общественной палатой. Однако, как правило, доступная среда ограничивается пандусом: дальше подняться уже сложнее.
«Да, денег хватает не всем, всего предусмотреть невозможно. Но когда руководитель понимает, что это важно, то на этом объекте доступная среда сформирована. Здесь уже вопрос в культуре людей», — считает Никонов.
На сайте Общественной палаты НО появился раздел, где можно сообщить о недоступности зданий и объектов для маломобильных граждан. По словам Никонова, уже поступило около 40 обращений. Нижегородцы жаловались на ТЦ на Мещерском озере, где нет пандуса, на метрополитен и очень узкие подъемы в отделениях почтовых связей в Московском районе.
Руководитель НРОО «Ковчег» Роман Пономаренко сказал, что сейчас этот вопрос решается в рамках проектного отдела «Доступной среды» АНО «Проектный офис Стратегии развития Нижегородской области», который он и возглавляет.
По его словам, уже создаются специальные мобильные приложения, с помощью которых люди с ограниченными возможностями могут найти оборудованные для них места отдыха или социальные объекты. Существует сайт «Социальный навигатор». Также разрабатывается сайт по доступному туризму для гостей Нижнего Новгорода.
Пономаренко считает, что тема доступной среды намного шире, чем ее понимает общественность. Она состоит как минимум из четырех составляющих: физическая, информационная, сервисная и культурная доступность.
«Если человек придет на оборудованный объект, но его обслужат как-то не так, то обратно он туда уже не вернется. То же самое, например, если автобус низкопольный, но никто не поможет человеку туда взобраться, больше он им пользоваться не будет и, возможно, не выйдет из дома», — считает Пономаренко.
Что изменилось за пять лет
Всероссийская общественная организация «Союз добровольцев России» в 2015 году подготовила национальный рейтинг доступности регионов для инвалидов. Тогда Нижегородская область заняла 15-е место из 85.
В то же время председатель правления НРО культурной, социально-трудовой реабилитации инвалидов опорников и колясочников «Инватур» Рафик Рогонян говорил местным изданиям, что в городе появляется доступный общественный транспорт. Однако остановки для него не приспособлены, нет информации о маршрутах и интервалах движения. Сами водители и кондукторы не подготовлены к обслуживанию людей на колясках и незрячих.
Председатель общественной организации Андрей Буланов в беседе с NewsNN заявил, что нерешенным остался вопрос с информированием о движении транспорта. Не изменилось ничего и с автобусными остановками — они также не приспособлены для низкопольных автобусов.
«Сейчас есть возможность передвигаться на городском транспорте. Наши ребята активно его используют, но проблема в том, что неизвестно, когда он подойдет. По трамваям и троллейбусам есть информация в интернете, а по автобусам нет», — сказал Буланов. По его словам, для инвалидов оборудовано всего две станции метро. Кроме того, в городе нет социального такси.
«Да, есть проблемы. Особенно с историческими зданиями. Много недоделанных объектов. Например, есть пандусы в подъезд, но его нет на лестнице при подъеме до лифта. Нужно рассматривать весь путь человека из дома до работы — тротуары, транспорт», — сказал Буланов.
До сих пор плохо организован доступ к медицинским услугам. Хотя Буланов говорит, что сейчас реализуется пилотный проект, согласно которому две женские консультации в Советском и Канавинском районе будут полностью оборудованы для тех, кто передвигается на колясках.
Вопрос о доступности стоит и в областных санаториях, реабилитационных центрах. «Нет возможности людям на колясках провести там лечение», — отметил Буланов.
Однако Буланов уверен: самое главное, что изменения произошли в сознании людей. «Если лет пять назад в разговорах с руководителями объектов приходилось доказывать, что необходимо это делать. Сейчас уже все понимают, что доступность необходима», — рассказал он.