По Нижнему вплавь: когда в городе появится новая ливневая канализация

18 июля 2019, 12:09
Нижний Новгород из года в год затапливает, когда начинаются сильные дожди. NewsNN выяснил, сколько времени и средств потребуется на создание городской системы ливневой канализации.

Проблема подтопления улиц Нижнего Новгорода во время сильных осадков существует уже не одно десятилетие. Ливневая канализация не справляется с потоками воды на ул. Алексеевская и Кавалихинская, в заречной части такие проблемы возникают на Лысогорской, Гордеевской, Тонкинской, Чкалова и Ленина. В некоторых местах Автозавода и Сормова ливневки нет совсем.

Проблема подтопления чаще всего решается одним способом — при помощи специальной техники, которая производит откачку воды. Также «Нижегородский Водоканал» ежегодно проводит очистку старых и уже пришедших в негодность сетей. На эти цели каждый год из городского бюджета выделятся около 20 млн рублей.

Размах проблемы показал мощный ливень, которые шел несколько часов подряд в июне 2018 года. Тогда затопленной оказалась даже площадь Минина и Пожарского. Не справилась с дождем и только что открытая Нижне-Волжская набережная — вода фонтаном била из решетки ливневки.

Как отчитались потом в администрации города, это было связано с ошибкой подрядчика, который случайно забетонировал сливную трубу на объекте. На Волжской же набережной потоки воды смысли часть уложенной к Чемпионату миру по футболу брусчатки.

На огромные лужи, которые образуются в Нижнем после дождя обратил внимание блогер Илья Варламов в проекте «Большая дорога с мэром». В выпуске от 17 июля вместе с главой города Владимиром Пановым они не смогли перейти дорогу на проспекте Героев из-за того, что ее затопило. Мэр отметил, что проблема ливневок системно не решалась в городе более 15 лет.

По данным управления инженерной защиты Нижнего Новгорода, протяженность сетей ливневой канализации в городе составляет более 430 км. Их износ составляет от 70 до 100%. Все 22 насосные станции практически выработали свои ресурсы. Последний раз ливневки ремонтировались в 2012 году, а новые не строились на протяжении 20 лет.

Тема ливневок на правительственных совещаниях всплывает каждый год. Еще в 2005-м на тот момент мэр Вадим Булавинов обвинял в плохой работе муниципальное предприятие «Инженерная защита города». Он отмечал, что МП «принимает для себя слишком низкие планы ремонтных работ, а затраты на содержание предприятия больше, чем результаты его деятельности».

В 2011 году тогда еще глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов говорил, что ливневка работает только на 10%. И обещал, что муниципальные власти вернутся к реализации программы строительства новой системы ливневой канализации, а старую очистят.

В 2014 году появилась информация, что «Нижегородский водоканал» разработал схему развития системы ливневой канализации Нижнего Новгорода стоимостью 9 млрд руб. Об этом в ходе брифинга сообщил на тот момент гендиректор предприятия Александр Байер.

«Нижегородский водоканал» даже составил несколько схем развития ливневки. Первый вариант предполагал строительство новых коллекторов, насосных станция, создание нескольких километров сетей. Он оценивался в 30 млрд руб. В рамках второго, более бюджетного варианта, предусматривалось соединение ливневой канализации с общей системой сточных вод. Эти работы стоили бы 9 млрд рублей.

Водоканал выражал готовность вложить 6,5 млрд рублей в реализацию второй схемы. Еще 2,5 млрд рублей нужно было найти городскому бюджету.

Программу хотели реализовать в 2017–2018 году, но этого не произошло. В 2014 году Байер покинул пост главы «Нижегородского водоканала», чтобы возглавить областное министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетической промышленности. А глава городской администрации Кондрашов был уволен в 2015 году.

Работа идет, но деньги еще не найдены

На брифинге в прошлом сентябре мэр Панов заявил, что в 2019 году в Нижнем Новгороде отремонтируют существующие сети ливневой канализации, а к 2025 построят новые. По его словам, разработка программы оценивается в 22 млн рублей, в целом на создание единой полноценной системы сети ливневой канализации в городе необходимо около 20 млрд рублей.

Первым шагом на пути к ремонту ливневок должно стать концессионное соглашение между мэрией Нижнего Новгорода и ООО «Городские инженерные системы» (ГИС) — дочерней структурой АО «Нижегородский водоканал». По условиям соглашением ГИС возьмет кредит в коммерческих банках на сумму около 600 млн рублей, а город выступит плательщиком. Средства пойдут на базовые мероприятия: проектирование, и ремонт наиболее «узких мест» — на Черном пруду и улице Алексеевской. Ливневки при этом остаются в собственности города.

Позже новый глава «Нижегородского водоканала» Николай Николюк отметил, что «проблему ливневки латанием дыр не поправишь, поднять систему можно только с помощью «серьезного вливания федеральных средств». Он сообщил, что 22 насосных ливневых станций изношены на 100%. Фактически работает только одна, построенная к ЧП по футболу.

Как сообщили NewsNN в пресс-службе «Нижегородского водоканала», сейчас идет только подготовительный этап к подписанию концессии между «Городскими инженерными системами» и администрацией города.

«Необходимо разработать параметры инвестиционной программы и финансово-тарифной модели, предусматривающие поэтапную реконструкцию существующих и строительство новых объектов ливневой канализации», — рассказали в компании.

Сейчас специалисты научно-исследовательского института «Гидропроект» (входит в группу «РусГидро») проводят техническое обследование объектов системы водоотведения поверхностных сточных вод Нижнего Новгорода. Работа находится в завершающей стадии.

«На основании результатов обследования будет разработана схема водоотведения поверхностных сточных вод города, после утверждения которой будет составлен план мероприятий по эксплуатации и модернизации системы, определены конкретные виды работ», — уточнили в «Нижегородском водоканале».

Ориентировочный срок подписания концессии между ГИС и администрацией — конец 2019 года. Только тогда компания сможет взять кредит на 600 млн рублей. Где будут изысканы остальные 1,9 млрд пока неизвестно. Предполагается, что в следующем году проект сможет участвовать в областных и федеральных программах софинансирования, в том числе в программе оздоровления Волги.

Нужна ли концессия?

Депутат Законодательного собрания Нижегородской области, член комитета по вопросам градостроительной деятельности и ЖКХ Владислав Егоров скептически относится к идее отдать нижегородскую ливневку в концессию. Он уверен, что цель любой частной компании — это извлечь прибыль, а не действовать в интересах граждан.

«В сфере ЖКХ у нас было много различных экспериментов со сменой собственников. Когда ДУКи передавали частным компаниям в 2007 году, говорили, что на рынке обслуживания жилых домов начнется конкуренция, придут частные инвестиции. Но сейчас ДУКи это самые коррупционная сфера. Никто не может добиться от них, почему они устанавливают те или иные тарифы на содержание жилья. Точно никаких дополнительных инвестиций с их приватизацией не появилось. Также будет и с ливневкой — получим только бесконтрольность в этой сфере», — сказал Егоров NewsNN.

Председатель постоянной комиссии думы Нижнего Новгорода по развитию города Андрей Дранишников напротив, уверен, что «Нижегородский водоканал» — это единственная организация, которая сегодня может решить проблему ливневок в городе.

«Там есть опыт, средства, люди, которые разбираются в данной сфере. Думаю, в свое время была сделана ошибки, когда мы ливневку передали в инженерную защиту города», — пояснил он в разговоре с корреспондентом NewsNN.

#Эксклюзив #Полина Троянова #Аналитика
Подпишитесь