Posted 16 июля 2019, 08:17
Published 16 июля 2019, 08:17
Modified 3 ноября 2022, 18:22
Updated 3 ноября 2022, 18:22
О появлении новой горячей точки на карте объектов культурного значения в Нижнем Новгороде сообщила активистка общественного движения «СпасГрад» Анна Давыдова. 1 июля 2019 года департамент градостроительной деятельности Нижегородской области утвердил проект планировки и межевания территории в районе дома № 8б по улице Ульянова, написала градозащитница на своей странице в Facebook.
По информации Давыдовой, сформированный земельный участок «бубликом» опоясывает объект культурного наследия регионального значения — самый старый деревянный дом Нижнего Новгорода. На этом месте планируют построить шестиэтажную гостиницу с подземной автостоянкой.
По предположениям градозащитников, здание на ул. Ульянова, 8 принадлежит концу XVIII века. «Этот деревянный на каменном полуэтаже дом представляет собой особый тип нижегородского жилого строения, архитектура которого имела много общего с древними рублеными хоромами. Известны три подобных дома в застройке Нижнего Новгорода конца XVIII века», — пишут о нем в путеводителях.
Согласно городской легенде, в этот дом приезжал историограф Николай Карамзин во время вынужденного пребывания в Нижнем Новгороде во время войны 1812 года. Здесь же он продолжал трудиться над «Историей государства Российского».
В апреле 2017 года администрация города по результатам аукциона заключила договор о развитии застроенной территории площадью 0,087 га по ул. Ульянова с ООО «Усадьба», напомнили NewsNN в департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.
Застроенная территория примыкает к земельному участку, на котором расположен объект культурного наследия «Жилой дом 1-й четверти 19 века». Собственником ОКН является лицо, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, — уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий.
По данным областного правительства, в границах застроенной территории расположен многоквартирный дом № 8б по Ульянова, подлежащий расселению и сносу. Жителям пообещали, что строительство гостиницы начнется только после их расселения инвестором «в соответствии с достигнутыми между ними обоюдовыгодными договоренностями». Пока этот многоквартирный дом внесен в список тех, которые планируется капитально отремонтировать в 2019 году.
Солодкий отказался назвать NewsNN сроки расселения дома.
В отношении дома № 8 по ул. Ульянова выполнена проектная документация по его сохранению, согласованная Управлением охраны объектов культурного наследия Нижегородской области, отметили в департаменте градостроительства. Что конкретно планируется сделать в здании, не уточнили. Известно только, что «окончательная архитектура дома, выполненная вместе с проектом реставрации ОКН, будет рассматриваться дополнительно на следующих стадиях проектирования в рамках получения свидетельства об архитектурно-планировочном решении объекта».
На вопрос о конкретных планах по сохранению объекта культурного наследия Солодкий тоже не смог ответить. Но он заверил, что закон нарушаться не будет. По словам бизнес-омбудсмена, перечень работ на объекте культурного наследия еще не утвержден.
«Проект по сохранению ОКН сделан и утвержден еще несколько лет назад. Сейчас нужно обсудить, какие работы провести. Я оградил дом забором, чтобы не было проникновений. Мы ничего не делаем, пока не согласуем все в рамках закона», — рассказал NewsNN Солодкий.
По словам активистки «СпасГрада» Давыдовой, строительство гостиницы впритык к ОКН — это вопрос об обеспечении государственной охраны этого объекта культурного наследия. «У него должна быть территория, на которой строительство запрещено и должны быть зоны охраны для сохранения его в историко-культурной среде. Причем, строительство многоэтажной гостиницы нарушает историко-культурную среду не только этого здания, но и территорий, прилегающих к кремлю», — говорит Давыдова.
С ней согласен правозащитник, член совета общественного движения «Деревянные города» Станислав Дмитриевский. «Дом, которым владеет бизнес-омбудсмен Солодкий, как минимум 5 лет стоит с дырявой крышей. Крышу эту можно починить за один день силами двух рабочих, закрыв хотя бы рубероидом. Задача этого бездействия довольно проста — довести объект до такого состояния, когда он сам развалится», — считает он.
По словам Дмитриевского, у Солодкого нет намерений проводить научную реставрацию дома: «Я с ним общался зимой, и ему были рекомендованы лучшие российские реставраторы с мировым именем. Он недавно заявил прессе, что у него нет денег на реставрацию, зато, как видим, на строительство гостиницы у него деньги нашлись. Я думаю, что в процессе этого мероприятия объект будет уничтожен».
Правозащитник полагает, что региональное правительство должно обратиться в суд с иском об изъятии дома № 8 у собственника в связи с доведением объекта до аварийного состояния. «Я боюсь, что если руководство области сейчас не проявит политическую волю, то у нас процесс замены подлинных памятников кривыми новоделами из пенобетонных блоков или газосиликатных конструкций оставят в системе», — добавил Дмитриевский в беседе с NewsNN.