Posted 28 июня 2019, 10:55

Published 28 июня 2019, 10:55

Modified 3 ноября 2022, 18:15

Updated 3 ноября 2022, 18:15

Нижегородских обувщиков обяжут «держать марку»

Нижегородских обувщиков обяжут «держать марку»

28 июня 2019, 10:55
Фото: 1mi.
NewsNN рассказывает, как обстоят дела на обувном рынке в Нижегородской области, и как на него повлияет закон об обязательной маркировке товаров.

В 2017 году в правительстве РФ решили создать систему маркировки товаров. Ее оператором стал Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). 50% компании принадлежит USM Holdings (структура Алишера Усманова), 25% — Александру Галицкому и 25% — госкорпорации «Ростех». Саму единую национальную систему маркировки и прослеживаемости товаров планируют создать к 2024 году.

В планах на 2019 год — поставить маркировку на товары из десяти групп, в том числе на обувь. В минпромторге считают, что мера поможет вывести в легальный сектор до 100 миллионов пар: по данным Росстата, китайские подделки составляют до 90% от всего объема обувной продукции. «Здесь самая большая проблема, конечно, — это серый или черный импорт. Это то, что ввозится нелегально, не обкладывается никакими ни пошлинами, ни налогами и т. д.», — говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

Эксперимент по чипированию товаров в России проходит с 2016 года: первой группой стали меховые изделия. Нанесение на товар специальных штрих-кодов с полной информацией (место, дата и время производства, марка, производитель), по мнению минпромторга, полезно, в первую очередь, для покупателя, чтобы он смог сделать правильный выбор и купить качественный и безопасный продукт.

Но есть и обратная сторона медали: с 1 января 2020 года минфин планирует ограничить применение Единого налога на вмененный доход (ЕНВД) и патентной системы для производителей трех категорий маркируемых товаров: лекарств, меховых изделий и обуви. Отмена этих налоговых режимов может привести к росту налоговой нагрузке для бизнесменов.

Бизнес-омбудсмен Нижегородской области Павел Солодкий считает, что данный эксперимент неоднозначен. «Для потребителей маркировка будет ощущаться в повышении цены. Но с точки зрения бизнеса мера должна защитить рынок от контрафакта. Сегодня на рынках и в переходах продается и текстиль, и обувь неизвестного происхождения. И насколько будет наведен порядок, мы не можем предсказать, но будем надеяться, что меры поспособствуют „обелению“ рынка», — рассказал он NewsNN.

Российский обувной рынок насчитывает более 2000 производителей обуви. Основная часть находится в Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону. Производители обуви в Нижегородской области — это две крупные фабрики в Богородске, а также предприятия в Нижнем Новгороде, Городце и на Бору.

За 2017 год в области произвели 609,5 тысяч пар обуви. Для сравнения в 2016 году — 735 тысяч пар. Российские потребители стали экономнее, и обувь — это именно то, на чем можно сократить расходы. Общероссийская статистика данный факт подтверждает: оборот обувного рынка страны в прошлом году снизился на 3% — до 1 трлн 376 млрд рублей; продажи едва превысили две пары на человека.

Если рассматривать конкретные фирмы, то процент снижения продаж может быть еще больше. Иван Красильников, директор фабрики домашней обуви «Анфиса» (Городец), фиксировал падение продаж на 15-20% — из-за низкого потребительского спроса. А маркирование продукции вызовет еще большее падение спроса в результате повышения цены на товар. «Я знаю, что мелкооптовые предприниматели планируют даже закрываться из-за этого, ведь покупка дополнительного оборудования — это дорого для них», — уверен он.

По данным Нижегородстата, в преддверии маркировки за пять месяцев текущего года цены на обувь не выросли, а даже наоборот — снизились на 1,2%.

Единственные, кто не может не переживать за продажи — это производители спецобуви. Как правило, фабрики, которые специализируются на выпуске обуви для различных отраслей промышленности, получают заказы от крупных госкомпаний. Например, выручка московского производителя военной и специальной обуви «Паритет» в прошлом году выросла на 15%. Госконтракты обеспечивают фирме гарантированные продажи.

В Нижнем Новгороде примером такой компании можно назвать фабрику обуви «МАГ» и ООО «Богородская обувная фабрика» (филиал московского АО «Меридиан»). Последнего государство субсидирует за счет областного бюджета в рамках программы «Развития промышленности и инноваций».

Обязательной маркировка обуви в России станет уже с 1 июля. Несмотря на то, что мера только обременит производителей, в правительстве делают ставку на защиту потребителя. Со своей стороны, отраслевой союз попросил власти вернуть ставку НДС на 18% и снизить пошлины на импорт сырья и комплектующих.

В целом эффективность чипирования такого массового товара, как обувь, вызывает у экспертов сомнения.

«В массовом сегменте и в детском сегменте все же ищут просто подешевле. Никто не разбирается, где произведено, кем произведено, из чего и т. д. Нужен кардинальный пересмотр законодательства, которое будет более серьёзные экономические санкции вводить, конфискации — тогда мы начнём двигаться к какому-то „обелению“ рынка», — говорит Катырин.

Подпишитесь