Компания «Хартунг» из Московской области просит досрочно прекратить правовую охрану товарного знака по свидетельству РФ №411871 «Победа». Иск от 25 марта в суд по интеллектуальным правам касается товаров 12 класса (транспортные средства) и связан с неиспользованием знака. Об этом говорится в материалах картотеки арбитражных дел.
Правообладателем знака по классификации «транспортные средства» и по 28-му классу – «игры и игрушки» – является «ГАЗ».
Легковой автомобиль «Победа» выпускался на автозаводе с 1946 по 1958 годы.
По данным системы «СПАРК-Интерфакс», владельцами ООО «Хартунг» являются Марина, Дмитрий и Андрей Гартунг. Они же вместе с депутатом Госдумы Валерием Гартунгом являются собственниками ПАО «Челябинский кузнечно-прессовых завод».
Как пояснили NewsNN в компании, «Хартунг» хочет использовать марку «Победа» для производства грузовых колес.
«Слово «Победа» вызывает у российских потребителей теплые ассоциации, для многих оно связано с национальной гордостью, которая сплачивает людей. И мы, в свою очередь, хотели удовлетворять их потребности качественным отечественным продуктом под этим названием», - прокомментировали в департаменте развития компании.
Поскольку права на бренд (как по транспортным средствам, так и по автокомплектующим) принадлежали «ГАЗу», получить возможность использовать товарный знак можно было через суд. В июле 2017 года такой иск был подан. Как говорится в материалах дела, «Хартунг» просил прекратить правовую охрану «Победы» в отношении запчастей.
Одновременно, как поясняют в «Хартунге», юристы компании провели переговоры с владельцем знака. По их словам, в результате представитель «ГАЗа» дал письменное согласие направить в Роспатент заявление о сокращении перечня товаров, в отношении которых зарегистрирован знак. Но сделано это не было. «Хартунг» одержал победу в суде: правовая охрана товарного знака в части товаров была досрочно прекращена 27 ноября 2017 года.
Начать производство под этим брендом «Хартунгу» не удалось: Роспатент отказался регистрировать товарный знак на автокомпоненты за этой компанией. Несмотря на решение суда, заявке противопоставили знак «Победа» на производство автомобилей ПАО «ГАЗ».
«В этой ситуации единственным способом возродить производство под брендом «Победа» было подать иск о досрочном прекращении действия знака «Победа» ПАО «ГАЗ» по оставшимся товарам», - резюмировали в «Хартунге».
Вице-президент «Группы ГАЗ» Елена Матвеева удивилась, как вообще могла возникнуть такая «непатриотичная идея» - использовать легендарный бренд в автокомпонентах.
«Где истец планирует его применять - в брендировании стальных заготовок или колес? Рассчитывает перепродать право на «Победу» зарубежному производителю?», - сказала она, добавив, что бренд связан с Горьковским автозаводом, его конструкторской школой и наследием, является одним из символов автоиндустрии России.
«ГАЗ бережно хранит его для использования в новых разработках, и мы категорически намерены отстаивать в суде право «ГАЗа» на «Победу», - заявила она NewsNN.
Аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин отмечает, что «Победа» известна как бренд легкового автомобиля, и продажа автокомплектующих под ним не имеет особого экономического смысла. «Поскольку «Хартунг» является поставщиком «ГАЗ», думаю, иск может быть связан с каким-либо конфликтом между поставщиком и покупателем», - прокомментировал он NewsNN эту ситуацию.
Но в «Хартунге» подчеркивают, что ни в 2017 году, когда был начат процесс, ни сейчас никаких трудностей между компаниями в переговорных процессах не было.
Как пояснила NewsNN партнер юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Татьяна Кормилицына, прогнозировать решение суда по прекращению права на «Победу» за «ГАЗом» сложно. «Формально знак «Победа» уже «ГАЗом» не используется, автомобили не выпускаются, но предприятие вкладывалось в этот бренд и вполне может использовать его и дальше», - говорит юрист.
В качестве примера она приводит выставление автомобиля «Победа» в музее автозавода или выпуск другой продукции под этой маркой. «Решение о снятии охраны с «ГАЗа» данного знака может привести к его регистрации за «Хартунгом», хотя последний не вкладывался в развитие бренда, но приобретет «исторический шлейф» этой марки. И суд, и Роспатент должны учитывать это», - считает Кормилицына.
Представитель «ГАЗ» говорит, что суд с «Хартунгом» - первый за последние годы в части оспаривания прав «ГАЗа» на бренд в автомобильной категории.
«Чаще всего в сфере интеллектуальной собственности нашей компании приходится судиться из-за использования знака «ГАЗ» в сфере торговли запасными частями к автомобилям. Мы пресекаем использование контрафактных запчастей, которые не обеспечивают безопасность работы техники», - отмечают в компании.