Posted 27 марта 2019, 19:59
Published 27 марта 2019, 19:59
Modified 3 ноября 2022, 18:00
Updated 3 ноября 2022, 18:00
Корреспондент NewsNN посмотрел, как идет работа на полигонах.
В настоящий момент фактически происходит консервация полигона «Игумново». По словам гендиректора ООО «ГЭС-Экотехнологии» Валерия Меркулова, то, что накоплено на объекте с 1980-х годов, уничтожить практически невозможно.
«Идет захоронение, которое не даст вредным веществам поступать в атмосферу и воду. Этим мы и ликвидируем дальнейшее нанесение вреда», – подчеркнул гендиректор.
При этом он отметил, что данные земли нельзя будет использовать в будущем. «Территория вернется в лесной массив. Здесь будет луг. Лет через 20-30 вырастут деревья, но строить здесь нельзя», – заявил Меркулов.
По его данным, около 45% объема работ уже выполнено, а полная ликвидация «Игумново» планируется в августе этого года. «Мы идем с опережением. Ведь сроки контракта заканчиваются только в апреле 2020 года, но «Игумново» будет закончено раньше», – заверил гендиректор.
Также он рассказал, что большую часть работ заказчик выполняет «своими силами», но помимо этого задействованы и другие подрядные организации, например «ГазЭнергоПроект».
Песок для засыпки свалки доставляют из двух песчаных карьеров – «Колодкино» и «СиликатСтрой». «Они входят в перечень разрешенных карьеров. Все лицензировано. Песка осталось завести 1/10 часть», – рассказал представитель подрядчика.
На первый взгляд, полигон и сам выглядит как песчаный карьер, только потом замечаешь мусор.
Следующий объект – шламонакопитель «Белое море», куда складировал отходы завод «Капролактам».
Меркулов рассказал о текущей работе: «На 19 га уложена геомембрана и гидроизолирующий слой. На 8 га эта мембрана уже закрыта геотекстилем, а сверху формируется промежуточный слой минерального грунта, который идет около дорог».
Практически вся свалка засыпана слоем песка, его толщина варьируется от 50 см до 1,5 м. Гендиректор отметил, что эти работы выполнены на 90%. «По укрытию тела шлаконакопителя первичного слоя – 100%. По геотекстилю – ¼ часть. По биологической части, по травке, пока ничего», – поделился итогами Меркулов.
Также он сообщил, что объект находится под постоянным надзором заказчика, Стройконтроля, КРУ и даже прокуратуры. При этом отметил, что работа по ликвидации идет в круглосуточном режиме.
Третий объект – свалка промышленных отходов «Черная дыра», которая образовалась из-за несанкционированного сброса химических отходов в карстовую воронку. «Из него идет постоянное испарение в атмосферу, которое практически не проникает в почву, потому что там сформировалось чаша из полимеризованных отходов», – рассказал гендиректор.
Говоря простыми словами, процесс ликвидации выглядит так: насос откачивает отходы, которые передаются на специальную площадку, где происходит двухступенчатое термическое обезвреживание.
Гендиректор подчеркнул, что данное оборудование является уникальным и единственным в России, и именно эта технология позволила «ГазЭнергоСтрою» стать единственным подрядчиком по ликвидации «Черной дыры».
«ПДК здесь минимальный. При сжигании выделяется дым, который по составу ничем не отличается от выброса газовой котельной», – подчеркнул Меркулов, добавив, что завтра на объект приедет независимая лаборатория, которая проведет экологический мониторинг.
По данным представителя подрядчика, глубина карстовой воронки достигает 55 метров, при этом большая часть этих отходов уже затвердела.
«Экспертиза этой части показала, что она не является ядовитой, там уже все растворилось. Будет откачиваться только жидкая часть, которая постоянно испаряется. Глубина ее залегания – 2-3 метра», – рассказал Меркулов. После ликвидации отходов воронка будет засыпана песком и специальными растворами.
Сам кратер «Черный дыры» выглядит как обычное замерзшее озеро. При этом стоит отметить, что это единственная свалка, которая имеет едкий запах.
После объезда трех полигонов в администрации Дзержинска состоялась пресс-конференция с участием мэра города Ивана Носкова и заместителя министра экологии Нижегородской области Александра Гриднева.
Носков сообщил журналистам, что за последние три года в Дзержинске уровень выбросов в атмосферу не превышал норму ПДК. «Считаем это очень хорошим достижением. Мы мониторим все выбросы, в том числе, возле полигонов. И констатируем тот факт, что все в пределах нормы», – подчеркнул мэр.
По его словам, в Дзержинске есть и другие объекты накопленного ущерба. «Это касается промзон на территории самих предприятий. Мы уже ведем совместную работу по их ликвидации с министерством промышленности области. Проблемы у нас еще есть. Этим все еще не закончится», – отметил Носков.
При этом мэр рассказал, что Дзержинск сегодня – экологически безопасный город. «Снег белый. В реке рыба есть. Всех приглашаем на рыбалку», – подытожил он.
В свою очередь, Гриднев напомнил, что ликвидация трех объектов обойдется в 7 млрд рублей. «Самый сложный объект – «Черная дыра». Выбранная технология для ее ликвидации – уникальна. На свалке установлены газоанализаторы, чтобы каждый нижегородец в режиме онлайн смог посмотреть превышаются ли там нормы ПДК», – заявил замминистра.
Он отметил, что объекты очень трудные и прогнозировать, как они будут использоваться после ликвидации накопленного ущерба, крайне сложно. «Например, на «Игумново» мероприятия будут продолжаться в течение 10-11 лет. Примерно столько же на «Белом море». Данные три объекта будут под наблюдением до тех пор, пока не уйдут фильтраты», – сообщил Гриднев.
Также он рассказал, что все объекты покроют специальными геосинтетическими материалами, на которых вырастет трава. «Конечно, картошку там сажать нельзя, это не земли сельхоз назначения. Но объекты не будут приносить ущерб населению», – подчеркнул замминистра.
По данным Гриднева, другие регионы РФ уже заинтересовались уникальными технологиями, которые применяются на нижегородских полигонах. «К нам обращался губернатор Ярославской области, мы провозили его на объект, технология ему понравилась», – отметил замминистра.