Posted 20 марта 2019, 10:30
Published 20 марта 2019, 10:30
Modified 3 ноября 2022, 18:23
Updated 3 ноября 2022, 18:23
- 25 мая 2018 года на Петербургском экономическом форуме ПАО «Ростелеком» и мэрия Нижнего Новгорода подписали соглашение о сотрудничестве. Тогда сообщалось, что первые 134 «умные» остановки появятся в городе уже к октябрю. До конца 2018 года планировалось установить еще 200. Время прошло, а в Нижнем появилась только одна «умная» остановка, которая к тому же заржавела. Почему так произошло?
- Соглашение о намерении – это документ, в котором стороны зафиксировали готовность реализовать проект, это необходимое условие, чтобы начать диалог. Предположу, что информация, опубликованная СМИ по итогам подписания соглашения, отражала видение сторон на тот момент. Чтобы сформировать условия контракта и корректную правовую форму сотрудничества требуется время. Часто от декларации намерений до подписания соглашения о выполнении работ проходит достаточно много времени. В случае с умными остановками заключалось концессионное соглашение, проработка, которого требует времени и значительных компетенций в юридической части вопроса.
Следует отметить, что 20 июня соглашение было уже пописано. Это первый в России масштабный проект без участия бюджетных средств по модернизации инфраструктуры остановочных павильонов. Также я бы отметил, что данная работа по формированию концессионного соглашения в сфере городской среды была отмечена национальной премией в рамках Российского экономического форума в Сочи.
К вопросу о реализации проекта. В заключенном концессионном соглашении утверждены сроки. Всего предусмотрено 334 остановки в течение 2019 года. В июле должны появиться 134 остановочных павильона, еще 200 до конца года. Поэтому с юридической точки зрения стороны работают в рамках тех договоренностей, которые были достигнуты.
Все уже поиронизировали на тему налета на первой остановке. Напомню, что это тестовая остановка и устанавливалась для проверки ее конструктивных особенностей, инженерных и программных решений. В ходе периода тестовой эксплуатации были учтены все выявленные недостатки. Все замечания, которые мы собрали, отправлены в «Ростелеком». Там с ними согласились. В устанавливаемых павильонах марка стали и материал лавочек будут изменены. Остановки сейчас находятся в производстве. Также проводятся работы по интеграции программного обеспечения остановочных павильонов с внешними информационными системами – центральной диспетчерской службой, Системой-112, «Яндекс.Такси».
- Какова вероятность, что в 2019 году все-таки появятся и другие «умные» остановки?
- Я не оцениваю результат этой работы как вероятность. Я ожидаю, что инвестор выдержит сроки, указанные в соглашении. Настрой у всех сторон оптимистичный. Мы оцениваем инвестора как надежного партнера, который профессионально делает свою работу.
- Какие сроки реализации «Умного города»? И на какой стадии находится работа по проекту?
- «Умный город» – это понятие собирательное, которое включает в себя большое количество мероприятий и проектов по внедрению цифровых технологий и передовых инженерных решений в городскую среду. В настоящий момент проводится работа по подготовке и утверждению паспорта проекта «Умный город». Это целый комплекс мероприятий по различным направлениям развития до 2024 года: жилищно-коммунальная сфера, городской транспорт, сервис и туризм, городская инфраструктура, безопасность, городское управление и т.д. Внутри каждого направления также предусмотрено большое количество проектов.
Соглашение с Минстроем России о включении Нижнего Новгорода в состав пилотных городов, на территории которых будет реализован проект «Умный город», было подписано 14 марта в Калуге. Дальше в течение 30 дней мы должны утвердить паспорт проекта. После чего мы переходим к детальному планированию мероприятий на 2019-2020 годы. Детальная дорожная карта должна быть утверждена в течение 45 дней после утверждения паспорта проекта.
В значительной степени 2019 год для нас является подготовительным. Часть мероприятий, попадающих в проект «Умный город», уже находится в работе или завершена. Однако, весь комплексный проект предполагает значительный объем работ. В реализуемых на сегодняшний день мероприятиях и в ближайших планах 2019 года мы ориентируемся на бюджет города и софинансирование от региона. В комплексном проекте рассматриваются возможности привлечения федерального финансирования и частных инвестиций.
- Помимо остановок было заявлено и создание «умных» светофоров, перекрестков и т.д. Какая работа ведется в этом направлении?
- Как ранее отметил, часть мероприятий по цифровизации городской среды уже находится в реализации или в завершающей стадии проработки. В том числе, упомянутая вами автоматизированная система дорожного движения. Суть проекта заключается в оснащении 277 основных перекрестков Нижнего Новгорода дорожными контроллерами и детекторами транспорта, подключение их к специальному программному обеспечению для интеллектуального управления дорожным движением.
Первый подход к созданию АСУДД в Нижнем Новгороде был проведен перед проведением Чемпионата мира по футболу. Охват проекта включал 113 светофорных объектов (перекрестков). После обновления состава руководства администрации в 2018 году охват проекта был пересмотрен – количество светофорных объектов увеличено до 277. Также с 1-го января 2019 года вступили в силу изменения в 443-ФЗ, закрепляющие полномочия по осуществлению мониторинга дорожного движения на муниципальных дорогах за муниципальными образованиями. В связи с этим потребовалось адаптировать проект. В него был добавлен комплекс мониторинга дорожного движения по дорогам муниципалитета. С помощью этого комплекса планируется также отслеживать соблюдение графика движения общественным транспортом. Реализация проекта рассматривается с привлечением частных инвестиций.
По части транспорта запланировано несколько ближайших проектов. Один из них – это установка системы подсчета пассажиропотока. Мы провели тестирование систем трех разных производителей на трех городских маршрутах для того, чтобы оценить их применимость для этой задачи, фактическую погрешность. Цель проекта – получать данные о фактическом пассажиропотоке, а также использовать эти данные для повышения собираемости оплаты на маршруте. С учетом данных фактического пассажиропотока по маршрутам в городе будет доступна возможность более точно оценивать перегрузку или недозагруженность направлений движения. Также планируется использовать эти данные для выработки мер по дисциплинированию пассажиров по внесению платы за проезд. Одна из дополнительных, не менее важных мер в этом направлении – установка терминалов безналичной оплаты возле каждой двери автобуса.
Также планируется, что сегодняшняя транспортная карта в последствии станет социальной картой нижегородца. В этом году мы приступим к созданию объединенного транспортного портала, на котором будет возможность получить актуальную информацию о транспорте в городе, принять участие в голосовании об отмене, введении маршрутов, узнать расписание общественного транспорта.
- А какие проекты реализуются в сфере ЖКХ?
- Один из первоочередных проектов – «умный» свет. Мы планируем заменить 67 465 светоточек по городу на энергоэффективные, а также существенную часть аварийных опор. С помощью системы управления освещением планируется достичь значительной экономии расходов на электроэнергию и обслуживание. «Умный свет» дает возможность регулировать яркость освещения в зависимости от времени суток и погодных условий. То есть вместо двух режимов «включить» и «выключить» мы получаем адаптивную управляемую систему. Также с помощью новых технологий можно точно определить, где именно перегорел светильник, где есть незаконные врезки.
Кроме этого, в рамках проекта рассматривается возможность реализовать единую стилистическую концепцию освещения города, включающую праздничное освещение общественных пространств, объектов инфраструктуры, ключевых архитектурных сооружений.
Одна из рассматриваемых дополнительных опций – это концепция «чистого неба». Подход заключается в перемещении навесных линий связи под землю для исторической части города.
Проект планируется реализовывать в значительной части за счет частных инвестиций.
- Когда же нам ждать, что Нижний станет «умным»?
- Он и сейчас далеко не глупый. Умный город – долгосрочная цель, в близкой перспективе не достижимая без системных преобразований. Это скорее общая концепция, направление развития городского хозяйства. «Умный город» – что это? Название проекта следует воспринимать как концепцию применения новых подходов и технологий для городской среды, которое профессиональное сообщество уже привыкло называть «Умным городом». Рамки применения таких подходов и технологий, сроки и планируемые результаты мы фиксируем в паспорте проекта. Для меня лично ближе по смыслу название «Удобный город», который становится таким за счет применения «умных» подходов к управлению, цифровых технологий и инженерных решений.
Дата окончания проекта намечена на 2024 год, что соответствует базовым требованиям к умным городам по стандарту Минстроя России.
Ключевая дата для нас – 2021 год. Необходимо успеть реализовать ключевые инфраструктурные проекты до 800-летия Нижнего Новгорода. Цель – не сделать Нижний самым «умным», а комфортным, экологичным и безопасным.