Огражденная территория и личный туалет
Действующим сенатором от Законодательного собрания Нижегородской области является Александр Вайенберг. В студенческие годы он был творческим человеком: с 1990 по 1992 годы работал музыкантом в группе «Любэ», а затем основал свой коллектив «Наше дело». В 1995 году после рождения дочери Вайенберг закончил гастрольную деятельность и занялся политикой. В 2002 году он создал нижегородское региональное отделение «Единой России». С марта 2006 по июнь 2011 года был депутатом ЗСНО, а затем получил место в Совфеде.
Вайнберг прославился не только тем, что установил в здании регионального парламента личный туалет с душем, «улучшив условия труда», но и скандалом с ограждением территории. В 2010 году сенатор поставил забор в прогулочной зоне Верхне-Волжской набережной, который преграждал путь нижегородцев.
Как пишет «Правда ПФО», в 2012 году Вайенберг арендовал этот участок якобы для благоустройства территории сроком на 49 лет. Однако на ней появилась личная псарня Вайнберга. После новой огласки истории с ограждением территории уже в 2019 году он сделал калитку в заборе. По словам сенатора, он вычистил откос и сделал ливневку. Новости о незаконности его действий он назвал фейками. Однако этими обстоятельствами заинтересовалась прокуратура: ведомство проводит проверку.
Из Telegram-канала «Опер слил» в апреле 2018 года стало известно, что Вайенберг занимался покровительством братьев-депутатов Владимира и Александра Глушковых, которые подозреваются в мошенничестве и получении взяток и задержаны на территории Грузии.
Также имя Вайенберга фигурировало в скандале с незаконной продажей зданий школы самбо в Кстове в 2012 году. Некое ООО «ПолимерСтрой» купило их за 20,3 млн рублей, сделка была оплачена векселем со сроком погашения через год. Хотя изначально планировалось передать в госсобственность – именно об этом просил Вайенберга и на тот момент министра внутренней политики региона Дмитрия Шурова основатель школы Михаил Бурдиков. Позже суд отменил сделку, так как стоимость покупки была занижена в 90 раз, сообщал «Нижний сейчас».
Согласно декларации Вайенберга за 2012 год, он заработал 1,98 млн рублей, а в 2013 – 2,48 млн рублей. За 2017 год сенатор заработал 4,63 млн рублей. В его собственности находятся два земельных участка (1280 кв. м и 476 кв. м), три жилых дома (214,6 кв. м, 943,9 кв. м и 159,4 кв. м), квартира (29,5 кв. м), встроенное помещение (145,5 кв. м) и доля парковочного места (840,9 кв. м), а также автомобиль Hyundai Terracan.
31 октября 2013 года после заседания регионального Заксобрания Вайенберг на пресс-подходе затруднился объяснить журналистам, на какие средства был приобретен его новый автомобиль Mercedes за 5,5 млн рублей.
Захват озера и управление отходами
Сенатором от правительства Нижегородской области в настоящее время является Владимир Лебедев. Ранее он работал заместителем губернатора региона (с 2009 по 2012 годы), затем был назначен замминистра природных ресурсов и экологии России, главой Рослесхоза. Уход с этой должности в сентябре 2014 года на место сенатора СМИ связывали с коррупционным скандалом. Так, летом 2014 года при проверке деятельности Рослесхоза аудиторы Счетной палаты выявили многочисленные нарушения на 6,6 млрд рублей, сообщали «Известия».
У Лебедева есть двое сыновей. Один из них – Иван – на торгах приобрел в долгосрочную аренду за 36 тысяч рублей озеро Ардино в Лысковском районе площадью 102 гектара, писал «Московский комсомолец в Нижнем Новгороде». Оно находится на территории памятника природы «Болото Бакалдинское». Согласно законодательству РФ, на таких землях строительство и другая деятельность запрещены.
Кроме того, супруга нынешнего сенатора на тот момент владела охотничьим хозяйством «Великовское», находящемся неподалеку. Для его организации Лебедевы с помощью приставов выселили единственного на тот момент местного жителя деревни Пенякша – пенсионера-егеря Александра Ермакова, говорилось в сюжете «Сети-НН». Сначала его обвинили в том, что он «мешает экологии», а затем, что самовольно построил там дом.
Второй сын сенатора – Андрей – фигурирует в СМИ как директор по развитию ЗАО «Управление отходами-НН» (ранее он возглавлял фирму). Так, несмотря на многочисленные протесты жителей, фирма построила в Городецком районе мусоросортировочный комплекс. Из-за этого там возникла монополия, что сказалось на ценах на вывоз ТКО – мусор из Сормовского района Нижнего Новгорода начали возить в Городец. Кроме того, ухудшилась экологии, так как не все перевозчики довозили отходы до полигонов. Сами Лебедевы назвали строительство этого комплекса «хорошим делом».
Еще один полигон был создан в Балахнинском районе. Осенью 2018 года местные жители организовали пикет против свалки промотходов: они жаловались на неприятный запах и считали, что она небезопасна для их здоровья. Позже прокуратура возбудила административное дело о неправильном обращении с отходами.
Кроме того, в феврале 2017 года УФСБ России по Нижегородской области завело уголовное дело по факту осуществления компанией «Управление отходами-НН» предпринимательской деятельности без лицензии с извлечением дохода в особо крупном размере.
Спустя несколько месяцев источники издания «Коза.Пресс» сообщили, что видели в фитнес-клубе в рабочее время Андрея и Владимира Лебедевых с начальником Росприроднадзора по ПФО Олегом Кручининым.
Сейчас «Управление отходами-НН» является одним из региональных операторов по обращению с отходами.
За 2017 год сенатор Лебедев заработал 4,6 млн рублей, согласно декларации, а его супруга – 4,4 млн рублей. В перечне собственности у четы Лебедевых значатся 28 объектов недвижимости и 16 транспортных средств, включая десять легковых автомобилей (в т.ч. 5 внедорожников Land Rover Defender и два Toyota Land Cruiser).
Угрозы должнику
До Лебедева место сенатора от правительства Нижегородской области занимал Валерий Шнякин (с ноября 2010 года по сентябрь 2014 года) – боевой офицер, прошедший горячие точки. До Совфеда РФ, с 2008 года, он был заместителем полпреда президента в ПФО Григория Рапоты.
Во время сенаторства Шнякина его зять Олег Смирнов дал в долг предпринимателю Марату Айдагулову около 40 млн рублей. 1 августа 2014 года Арзамасский городской суд удовлетворил иск о взыскании денег с должника, который еще в 2013 году был признан банкротом.
Как сообщал портал NN.ru, в феврале 2016 года, когда Шнякин уже не был сенатором, Айдагулов заявил об угрозах с его стороны в Общественную палату. Экс-супруга Айдагулова – Ольга – обращалась по этому вопросу в Генеральную прокуратуру и МВД Нижегородской области. «Он встретил меня на ул. Большой Печерской и сказал, что пока муж не передаст ему деньги, то у него (Марата), его родителей, меня и наших общих детей будут различные проблемы», - приводит ее слова «Криминальная хроника».
Сам Шнякин говорил, что Айдагулов придумал «нелепые обвинения», чтобы не отдавать долг. Он намеревался отстаивать свою честь в суде, писал «ФедералПресс».
Только в прошлом году «Криминальной хронике» стало известно, что Смирнов продал долг Айдагулова в 2013-м, и на момент рассмотрения заявления в суде не мог быть надлежащим истцом.
В 2012 году доход Шнякина составил 2,53 млн рублей, в 2013 году – 2,96 млн рублей. На тот момент он являлся владельцем земельного участка площадью 2493 кв. м., жилого дома (249 кв. м), квартиры (52 кв. м), места в гаражно-строительном кооперативе и автомобиля ГАЗ-М20.
Неудавшийся переворот в НРО «СР» и злоупотребление полномочиями
С октября 2005 года по ноябрь 2010 года представителем в Совфеде от правительства Нижегородской области был член «Справедливой России» (ранее «Российской партии жизни») Александр Подлесов. Выдвигать его кандидатуру на новый срок на тот момент губернатор Валерий Шанцев не смог из-за партийной принадлежности, сказав, что это «психологически тяжело», сообщал «Коммерсантъ – Приволжье».
В 2004 году Regnum писал о возбуждении уголовного дела о злоупотреблении полномочиями руководством инвестиционной компании «АйБиЭйч», которую до 2002 года возглавлял Подлесов.
Будучи сенатором, в 2007 году Подлесов стал председателем образовавшегося НРО «Справедливой России». У него было пять заместителей, в том числе «пенсионер» Александр Бочкарев, который сейчас находится под домашним арестом по обвинению в мошенничестве.
В 2009 году Подлесов из-за большой загруженности в Совфеде сложил полномочия председателя НРО. Тогда отделение возглавил Бочкарев. После чего отношение Подлесова к НРО партии начало меняться.
В 2012 году после неудавшейся попытки членов НРО убрать с поста председателя Бочкарева Подлесов в интервью изданию «Биржа» говорил, что тот чистит ряды отделения от людей, не согласных с его мнением. НРО «СР» при Бочкареве экс-сенатор назвал «частной лавочкой», где занимаются только внутрипартийными выяснениями отношений.
В 2013 году Подлесов попытался избраться делегатом на партийный съезд. Однако его не зарегистрировали. Придя в зал, где собрались делегаты, он заявил, что является членом президиума партии и имеет право присутствовать на конференции. Подлесову разрешили выступить. После чего ему отказали в участии в съезде. Некоторые полагали, что его попросили совершить переворот в НРО, но у него не получилось.
«Я с удивлением обнаружил на конференции не сотню делегатов и приглашенных, как это было в мою бытность, а кучку бочкаревских помощников да трех-четырех переметнувшихся лидеров местных отделений», - рассказал NewsNN Подлесов. По его словам, все были «заточены» на недопуск его на съезд.
После этого Подлесов заявил, что больше не хочет быть членом «Справедливой России», так как там одни «бациллы».
Давление на суд и помощь обвиняемому
Дмитрий Бедняков был сенатором от ЗСНО с апреля 2002 года по июнь 2006 года. До этого работал в следственных органах, позже стал мэром Нижнего Новгорода, а потом – советником губернатора Нижегородской области.
В 2005 году было совершено покушение на тогда еще гендиректора ГК «Столицы Нижний» Олега Сорокина. По подозрению в преступлении были задержаны, а позже осуждены братья Дикины.
Уже под конец процесса – на заседании 1 августа 2006 года – прокурор Наталья Чекмачева обвинила Беднякова в том, что он, используя «авторитет госвласти», давил на суд и ведомство, а также давал поручительство за Михаила Дикина в качестве должностного лица, а не как адвокат. Кроме того, по ее словам, сенатор оказывал содействие в организации встреч Дикина «с лицами, которые могли повлиять на ход следствия», писал «Коммерсантъ – Приволжье». По некоторым данным, Бедняков предоставлял обвиняемому свой служебный автомобиль с федеральными номерами, который давал гарантию неприкосновенности.
«Все обвинения, которые выдвигались прокуратурой по этому делу в отношении меня были рассмотрены в Верховном суде. Он вынес определение об отмене частного определения областного суда, где фиксировались какие-то мифические нарушения. Все производство в отношении меня было прекращено в связи с тем, что никаких нарушений в моих действиях суд не усмотрел», - пояснил в разговоре с NewsNN Бедняков.