В сентябре 2018 года инспекция труда оштрафовала «Чкаловскую судоверфь» на 50 тысяч рублей за невыплату зарплаты и выдала предписание погасить задолженность по зарплате в 7,14 млн рублей до 22 октября 2018 года. Предприятие выплатило сотрудникам лишь 5 млн рублей. За это суд удвоил штраф.
В ноябре в общежитии «Чкаловской судоверфи» из-за долгов предприятия перед коммунальными службами было отключено отопление. Температура в квартирах жильцов не превышала 10 градусов тепла.
Как сообщили NewsNN в региональном министерстве промышленности, в отношении генерального директора ПАО «Чкаловская судоверфь» Игоря Якименко возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 145.1 УК РФ (полная невыплата зарплаты более двух месяцев) и ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Старший помощник руководителя Приволжского следственного управления (СУ) на транспорте СК России Дмитрий Захаров рассказал NewsNN, что уже произведен арест имущества Якименко – движимого и недвижимого. Что именно арестовано, в управлении не говорят, но отмечают, что стоимость превышает оставшуюся задолженность по зарплате (около 5 млн рублей). По данным СУ, долг судоверфи составлял порядка 10 млн рублей, половина уже погашена, остальное собственники и руководство предприятия обещают погасить «в ближайшее время». По словам Захарова, если этого не произойдет, будет реализовано арестованное имущество руководителя судоверфи.
Согласно базе «СПАРК-Интерфакс», судоверфь является заказчиком администраций бассейнов и торговых портов. В 2018 году предприятие заключило контракты на 11,87 млн рублей с ФБУ «Администрация Волжского бассейна» и ФБУ «Администрация Ленского бассейна» на ремонт судов, с ОАО «Торговый порт Благовещенска» (поставка деталей для черпаковой цепи земснарядов) с ФБУ «Администрация Каводпуть» (поставка запчастей) и с ФБУ «Администрация Волго-Балт» (поставка черпаковых деталей).
В отношении «Чкаловской судоверфи» завершено 141 исполнительное производство на 9,2 млн рублей и начаты 297 на сумму 44,4 млн рублей, в том числе 34,47 млн рублей – это долги по налогам и сборам, 6,78 млн рублей – по зарплате.
С 2014 года прибыль судоверфи постепенно снижалась, а в 2017 году она получила чистый убыток в размере 36,13 млн рублей, за 9 месяцев 2018 года – в размере 26,66 млн рублей.
Как говорится в материалах картотеки арбитражных дел, в мае 2018 года ФНС России подала исковое заявление в арбитражный суд Нижегородской области о банкротстве «Чкаловской судоверфи» из-за долга в 16 млн рублей. На очередном рассмотрении дела 24 января налоговые органы заявили о намерении урегулировать спор мирно. Дело отложено на 14 марта.
Как отметили в региональном минпроме, областные власти предпринимают меры по сохранению производства на «Чкаловской судоверфи».
«В рамках расследования уголовного дела будет дана оценка эффективности работы руководства предприятия и причин, которые привели к проблемам на производстве. Сейчас деятельность «Чкаловской судоверфи» частично приостановлена», - сказали в минпроме.
Депутаты Заксобрания области Сергей Зуденков и Александр Тимофеев от Чкаловского района рассказали NewsNN, что судоверфь не работает с прошлого года из-за отсутствия заказов.
По словам Тимофеева, была сокращена половина работников предприятия (около 150 из более 300), которые уже трудоустроены благодаря участию руководства района. Он отметил, что собственники судоверфи пытаются наладить производство и найти заказы: в частности, обсуждается вопрос строительства речных трамвайчиков для Москвы.
Тимофеев считает, что у «Чкаловской судоверфи» есть перспективы восстановиться: ведь еще в 2016-2017 годы оборот предприятия составлял около 100 млн рублей.
Получить комментарии самого предприятия не удалось: телефоны не отвечают.
Аффилированное с «Чкаловской судоверфью» ПАО «Судоремотно-судостроительная корпорация» (ССК, Городец) по итогам 9 месяцев 2018 года тоже получило убыток в размере 128,43 млн рублей. Крупнейшими владельцами обоих предприятий являются Александр Фролов и ЗАО «Ветераны Афганистана».
Согласно базе «СПАРК-Интерфакс», в 2018 году заказов у ССК не было, а в 2017 году она заключила контракт с ФГБУ «Канал им. Москвы» на капремонт многочерпакового земснаряда и на строительство дебаркадера для войсковой части.
Другое судостроительное предприятие Нижегородской области – Городецкий судоремонтный завод (ГСЗ) – также банкротится. Заявление о его банкротстве было подано еще в июле 2018 года от налоговых органов, поставщиков газа и энергии. Как говорится в материалах картотеки арбитражных дел, очередное рассмотрение этого дела в арбитражном суде Нижегородской области назначено на 14 марта. Сумма исковых требований составляет 32,3 млн рублей. В 2018 году, по данным «СПАРК-Интерфакс». ГСЗ заключил контракты на 0,5 млн рублей по оказанию услуг теплоснабжения для отделения почты. В предыдущие годы сумма контрактов завода достигала 46 млн рублей.
Но не все предприятия судостроительной отрасли находятся в критической ситуации. Например, завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород) активно заключает контракты и работает с прибылью. «Зеленодольский завод им. Горького» (Татарстан) тоже получает прибыль.
Главный аналитик «Центра аналитики и финансовых технологий» Антон Быков говорит, что главный драйвер судостроения России – это государственные заказы. Об этом он сообщил NewsNN.
Но на «Красном Сормове» считают такой аргумент спорным.
«Механизм прямых госзакупок в большинстве случаев используется при строительстве военных кораблей, подводных лодок и судов вспомогательного флота в рамках гособоронзаказа для нужд Военно-морского флота страны, - пояснили NewsNN в пресс-службе завода. - Контрактная система в сфере закупок для обеспечения государственных нужд базируется на принципе обеспечения конкуренции, который предполагает, что любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ стать поставщиком»
Само «Красное Сормово» выпускает продукцию судостроения и в интересах частных заказчиков. «Для финансирования строительства коммерческих судов, как правило, применяются финансовые механизмы лизинга. Лизингодателем могут являться, в том числе, и коммерческие структуры с государственным участием», - рассказали на заводе.
Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов сообщил NewsNN, что выбор предприятия для исполнения госконтракта не сильно зависит от его размера, но с практической точки зрения, чем предприятие крупнее, тем легче ему пролоббировать заказ.
По данным компании INFOLine, в 2018 году в России было построено 170 крупных судов совокупным тоннажем 275 тысяч т, что на 22% больше уровня 2017 года. Но в количественном выражении динамика негативна: за прошедший год верфи завершили строительство 170 крупных судов и кораблей (от 20 до 150 тысяч т), что на 28% ниже аналогичного показателя 2017 года.
Гособоронзаказ по-прежнему формирует большую долю сдаточной программы российских верфей, говорится в отчете INFOLine: на военные корабли пришлось около 70% от общего объема построенных судов как в количественном, так и в денежном выражении. По итогам 2018 года заметно резкое сокращение (почти в два раза по сравнению с 2017 годом) количества сданных гражданских судов, однако их совокупный тоннаж возрос на 8%.
У «Окской судоверфи» (Нижегородская область) самым крупным заказом с 2014 года был заказ от минобороны РФ на 1,15 млрд рублей, заключенный в 2017 году на поставку большого гидрографического катера. Информация об этом размещена в базе «СПАРК-Интерфакс». Сдача судна планируется в 2020 году.