Posted 25 января 2019, 08:51

Published 25 января 2019, 08:51

Modified 3 ноября 2022, 18:01

Updated 3 ноября 2022, 18:01

Простой «ГАЗа» скажется на экономике Нижегородской области – эксперты

25 января 2019, 08:51
На прошлой неделе Mercedes-Benz остановил выпуск микроавтобусов на «Горьковском автомобильном заводе». Официальная версия – нехватка комплектующих. Однако эксперты не исключают связь с санкциями США. По оценкам аналитиков, простой может затянуться до марта, что скажется на экономике Нижегородской области.

А на окупаемость производственной площадки, в которую вложили 190 млн евро, потребуется еще 10 лет.

Немецкий концерн Daimler AG и «Группа ГАЗ» договорились о сборке коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter в Нижнем Новгороде в 2010 году. Концерн инвестировал в это производство 100 млн евро, «ГАЗ» – 90 млн евро. Автомобили начали выпускать в июле 2013 года.

В 2018 году реализация Mercedes-Benz Sprinter упала на 3%. При том, что эта модель является базовой в линейке концерна в российском сегменте LCV. Продажи легких коммерческих автомобилей «Группы ГАЗ» в октябре-ноябре 2018 года снизились на 11-13% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

На «Горьковском автозаводе» не комментируют остановку конвейера. NewsNN направил запрос на предприятие, но там не смогли объяснить, почему закончились комплектующие и кто за это отвечает.

«Формально объявленная причина – задержка с поставками компонентов. Об истинной причине можно только догадываться. Полностью исключить фактор санкций невозможно. Если не сам Mercedes-Benz, то отдельные его поставщики компонентов могли перестраховаться, чтобы не попасть под вторичные санкции», – говорит эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.

Вступление в силу санкций в отношении «Группы ГАЗ» намечено на 7 марта. Ближе к этой дате, по мнению эксперта, появится решение о возобновлении работы площадки: «Сложно сказать, сколько времени продлится остановка производства. В любом случае, оно возобновится не ранее, чем комплектующие поступят на завод. Если остановка связана с санкциями, то ясность должна будет появиться где-то к марту».

Калачев также предполагает, что немецкий производитель мог взять паузу, чтобы заново оценить возможности рынка. Потенциально проектная мощность производства микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter на Горьковском автозаводе составляет до 25 тысяч машин в год. Однако в прошлом году на российском авторынке их было продано лишь 4 тысячи 604 штуки, говорит аналитик. «С учетом продаж на рынках СНГ, наверное, несколько больше, но все равно далеко до всех возможностей», – отметил он.

Если бы не падение рынка в 2013-2015 годы, к настоящему времени площадка была бы на полпути к окупаемости. Однако теперь процесс может занять еще не менее 10 лет, считает Калачев.

По его мнению, доля микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter в общем объеме производства группы «ГАЗ» выглядит не очень значительно.

Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер» Сергей Хестанов соглашается, что «некоторая связь с санкциями присутствует». «Компания старается не афишировать это, поэтому любые оценки носят предварительный характер», – подчеркнул он.

По мнению эксперта, если период простоя затянется, это неизбежно скажется и на экономических показателях Нижегородской области в целом.

В связи с остановкой конвейера сотрудников отправили в отпуск на неопределенный срок. Ранее работники «Горьковского автозавода» находились в другом корпоративном отпуске – с 9 по 22 января. Предприятие отправляет сотрудников на такой отдых два раза в год уже на протяжении нескольких лет.

По словам Калачева, регулярные остановки конвейера для профилактических и ремонтных работ, а также для наладки оборудования для выпуска новых модификаций с объявлением корпоративных отпусков характерны для автомобильной отрасли, практикуется многими.

Так, на тот же период был объявлен корпоративный отпуск для работников «КамАЗа», а вторая его часть придется на лето. ПАО «АВТОВАЗ» в 2019 году запланировало корпоративные отпуска с 22 июля по 11 августа и с 25 по 31 декабря.

«Поскольку периоды остановки производства как правило планируются заранее, они уже учтены в экономике предприятий», – добавил эксперт.

Начиная с апреля 2018 года, когда минфин США ввел санкции в отношении бизнесмена Олега Дерипаски и аффилированных с ним компаний, в том числе и «Группы ГАЗ», на заводе произошло несколько остановок конвейеров. В мае на «ГАЗе» остановили производство автомобиля Volkswagen Jetta, который выпускался на мощностях предприятия с 2013 года. На заводе это объяснили сменой поколений модели. Однако ранее агентство Reuters со ссылкой на источник сообщало, что остановка конвейера может произойти из-за перебоев в поставках комплектующих из Германии, Чехии и других стран, а гендиректор Volkswagen Герберт Дисс выражал обеспокоенность из-за наложения санкций на бизнес-партнера.

1 ноября на «Горьковском автозаводе» был остановлен главный конвейер. Telegram-канал «Незыгарь» писал, что это связано с приездом делегации из госдепа США. Тогда появилась информация, что с «ГАЗа» снимут санкции, если в совет директоров предприятия войдут шесть представителей США.

Автомобильный эксперт Сергей Асланян в беседе с NewsNN в сентябре 2018 года говорил, что проблемы «ГАЗа» связаны с плохим менеджментом руководства. Например, на предприятии происходит только итоговая сборка автомобилей, в то время как производители комплектующих в стране «вымерли».

Также эксперт заявил, что «ГАЗ» «может жить» только в нише коммерческого транспорта, так как другие автомобили устаревают каждые 5-7 лет. Из-за «совершенно чудовищного цикла подготовки» к моменту запуска производства на «ГАЗе» идея устаревает.

По мнению Асланяна, завод «потратил чудовищное количество миллионов долларов и не преуспел ни в чем».

Подпишитесь