Posted 17 декабря 2018, 14:24

Published 17 декабря 2018, 14:24

Modified 3 ноября 2022, 18:11

Updated 3 ноября 2022, 18:11

Попытки посадить Бочкарева в СИЗО и свидетели, от которых нет толку

17 декабря 2018, 14:24
В Нижегородском районном суде 16 декабря продолжили допрашивать свидетелей по делу депутата Законодательного собрания Нижегородской области (ЗСНО), руководителя НРО «Справедливая Россия» Александра Бочкарева и политтехнолога Сергея Воронова о мошенничестве на 5 млн рублей.

Об этом из зала суда сообщает корреспондент NewsNN.

По версии следствия, подсудимые получили от предпринимателя и члена «Справедливой России» Дмитрия Дзепы 5 млн рублей наличными в 2015 году перед выборами в городскую думу VI созыва за то, чтобы бизнесмен стал депутатом от нижегородского отделения партии. Если предпринимателя не изберут, ему обещали вернуть 4,5 млн рублей.

Выборы бизнесмен проиграл, но деньги обратно не получил. В 2017 году потерпевший написал заявление в органы. Оба подсудимых утверждают, что наличные получили в рамках финансирования избирательной кампании.

Из 11 заявленных свидетелей сегодня явились только трое. Первым выступал Михаил Якимович. В 2015 году он баллотировался в думу Нижнего Новгорода. Однако проходил он по спискам или как одномандатник, вспомнить не смог. Рассказал только, что не являлся членом «Справедливой России», но выдвигался от этой партии.

Также Якимович вспомнил, что финансировал свою избирательную кампанию сам. Однако во сколько ему это обошлось, сказать не смог.

Судья по ходатайству гособвинения зачитала показания Якимовича, полученные на допросе во время предварительного следствия год назад. Оказалось, что свидетель рассказал более подробные сведения — что он выдвигался на выборы как кандидат по спискам в одной группе вместе с депутатом Игорем Богдановым и Дзепой и стоял на третьем месте.

Судья попросила объяснить, почему показания, записанные год назад и полученные сейчас, разнятся. Якимович заявил, что какие-то моменты ему на допросе объяснил следователь. Именно он сказал свидетелю, что тот был в группе на выборах вместе с потерпевшим, что он баллотировался как списочник. Спорить Якимович не стал, потому что, по его словам, не так часто дает показания, чтобы знать, как это делается.

Сегодня в зале суда свидетель еще раз подчеркнул, что Богданова с ним на выборах не было, а про Дзепу и про остальные подробности кампании ничего не вспомнил.

Так как никто из первой группы свидетелей больше не явился, судья собиралась объявить перерыв. Однако следствие и представитель потерпевшего решили выступить с требованием отправить Бочкарева в СИЗО вместо домашнего ареста.

Обвинитель пояснил, что это необходимо, так как, несмотря на запрет общаться с другими людьми, не причастными к следствию, Бочкарев 10 декабря на заседании поздоровался за руку с подошедшим к нему свидетелем Евгением Сабашниковым и объяснил ему, что не может говорить. Также он заявил представителям «Сети НН», что не может отвечать на вопросы из-за ограничений, наложенных на него судом. Эти кадры вошли в сюжет программы «Кстати».

Представитель Дзепы Алексей Киреев поддержал ходатайство следователя и добавил, что и сам намеревался заявить аналогичное. Однако обосновано оно с тем, что во время предварительного следствия мужчина по фамилии Маратов, который присутствует на заседаниях и якобы связан с Бочкаревым, предлагал потерпевшему вернуть 5 млн рублей, если тот изменит свои показания и расскажет о невиновности подсудимых.

Защита заявила, что подойти от имени Бочкарева мог кто угодно. Но это не значит, что подсудимый действительно просил кого-то договориться с Дзепой. Кроме того, если бы даже потерпевший сейчас изменил показания на противоположные, суд навряд ли смог бы, по мнению адвокатов, принять их всерьез: протокол допроса предпринимателя есть в материалах дела.

Суд счел, что изложенное Киреевым никак не доказано, а факт общения с другими людьми заключался в отказе Бочкарева от комментариев. Его оставили под домашним арестом.

Следующим пригласили главу Лысковского местного самоуправления и члена «Справедливой России» Юрия Зотова. Он, как и некоторые выступившие прежде свидетели, рассказал, что списки кандидатов всегда согласовывались на конференциях, а Бочкарев не мог повлиять на них, потому что перечень утверждали путем тайного голосования.

Ранее несколько свидетелей, в том числе и бывший секретарь бюро партии Светлана Черемина, рассказали, что председатель НРО «Справедливая Россия» на совете озвучивал, сколько будет стоить кресло депутата. Назывались суммы и в 10 млн, и в 25 млн рублей. Зотов заявил в зале суда, что при нем Бочкарев такой информации не озвучивал, хотя присутствовать на всех собраниях сам свидетель не мог. А собственную избирательную кампанию в 2015 году свидетель финансировал сам.

Последней пригласили главного бухгалтера ООО «Компания Саюс» (в соучредителях мать Бочкарева) Наталью Казакову. Она пояснила, что в «Справедливой России» состоит, но по состоянию здоровья с 2012 года участия в деятельности не принимает. По ее словам, компания никогда не выделяла денег на финансирование кампаний.

При этом ранее на допросе 10 декабря свидетели рассказали, что бухгалтерию партии вела сотрудница «Саюса». Финансовые документы «Справедливой России» хранились в офисе компании, но в середине 2016 года были уничтожены.

После допроса Казаковой представитель Дзепы вновь обратился к суду с ходатайством. Вероятно, он остался недоволен тем, что Бочкарев не поехал в следственный изолятор. Поэтому заявил, что подсудимый регулярно появляется в компании неустановленного лица и переговаривается с ним, что, по мнению Киреева, является нарушением условий домашнего ареста.

Представитель потерпевшего попросил суд оказать содействие и изъять камеры видеонаблюдения, установленные на входе в здание. Однако не смог пояснить, где они находятся, и попросил помочь в этом вопросе. Судья заявила, что не намерена выступать ни на чьей стороне, и в удовлетворении ходатайства отказала.

Следующее заседание назначено на 21 декабря. Планируется допросить четырех свидетелей.

Бочкарев и Воронов обвиняются по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное группой лиц по предварительному сговору с использованием своего положения в особо крупном размере). Председателю отделения партии грозит до 10 лет лишения свободы. Изначально его подозревали в коммерческом подкупе. Оба вину свою не признают.

Председатель регионального отделения партии находится под домашним арестом с 23 ноября 2017 года, мера пресечения продлена до 2 мая 2019 года. Воронов находится под подпиской о невыезде.

Подпишитесь