Объем автогрузоперевозок в Нижегородской области за год увеличился на 34,2%

7 ноября 2018, 12:33
Фото: pixabay.com
За январь-сентябрь объем автогрузоперевозок в Нижегородской области вырос на 34,2% по сравнению с тем же периодом 2017 года. Всего в прошлом году по России автомобили доставили 5,5 млрд тонн грузов. Транспортные компании обслужили только 30% из них.

За январь-сентябрь 2018 года в Нижегородской области автомобили перевезли более 2 млрд тонно-километров, что на 34,2% больше, чем за тот же период 2017 года. В прошлом году объем вырос на 21,4%.

При этом рынок автомобильных грузоперевозок в России «серый», получать лицензию для деятельности не требуется. По словам участников отрасли, из-за работы недобросовестных компаний в бюджет ежегодно не поступает около 500 млрд рублей.

«Рынок не прозрачный, на нем работает очень много посредников, диспетчерских компаний», — считает совладелец компании «КПД-карго» Георгий Чистяков.

Фото: pixabay.com

Всего по России, по данным торгово-промышленной палаты (ТПП), грузы доставляют около 6,5 миллионов машин. При этом в системе взимания платы с тяжелого транспорта «Платон» зарегистрировано только чуть более 1 млн грузовиков. Из них 18,5 тысяч находятся в Нижегородской области.

Вывести рынок из тени помогает федеральный центр автоматизированной фиксации правонарушений (ЦАФАП), созданный Ространснадзором. За последний год к системе «Платон» присоединились 2,8 тысячи нижегородских большегрузов, и половина из них зарегистрировалась только после внедрения ЦАФАП.

«Платон» также помогает контролированию рынка автогрузоперевозок. Транспорт тяжелее 12 тонн должен платить компенсацию за проезд по федеральным трассам. Благодаря этим отчислениям на ремонт дорог и возведение новых объектов в бюджет РФ поступило уже более 58 млрд рублей.

Фото: Андрей Путилов / wikimedia.org

Как рассказали NewsNN в пресс-службе системы, на строительство Борского моста в Нижнем Новгороде, который открыли 8 августа 2017 года, было выделено 5,7 млрд рублей из федерального бюджета. Большая часть этих денег — 3,6 млрд рублей — была собрана за счет отчислений в «Платон».

Но система все равно не решает всех проблем рынка. Как заявили NewsNN в нижегородском отделении ТПП, сказать точное количество перевозчиков в области сейчас по-прежнему невозможно из-за отсутствия лицензий.

Кроме того, нельзя говорить и об объеме коммерческого рынка автогрузоперевозок в Нижегородской области. В местном отделении ТПП приведение подобных цифр сравнили с «гаданием на кофейной гуще».

При этом известно, что по итогам 2017 года оборот всего российского рынка составил более 733 млрд рублей. Это на 15% больше, чем за 2016 год.

Стоимость одной поездки складывается из нескольких компонентов. Наибольшая часть уходит на зарплату водителя — около 35%, траты на топливо составляют около 30%, а ремонт грузовика — около 20%. Еще 10% уходят на амортизацию. В результате перевозчик получает около 5%. По словам представителей отрасли, этого мало, и тарифы должны быть выше.

Совладелец компании «КПД-карго» отмечает, что по городу заказы достаточно дешевые, а предложений в избытке. По мнению Чистякова, поднять ставку нужно на 12-15%. «Тогда это будет нормальный бизнес с нормальной рентабельностью», — заявил он.

Очередная проблема в сфере грузоперевозок — поиск заказов и комиссии посредников, которые находят клиентов. Проезд незагруженной машины сегодня приравнивается к 30% недополученной выручки.

Фото: pixabay.com

За загрузку перевозчики должны платить посредникам. По словам основательницы онлайн-экспедитора «Груз гоу» Анны Качурец, только три месяца в году, когда отмечается ажиотаж, комиссия может быть минимальной и составлять от 5 до 7%. Во все остальное время ставки поднимаются в среднем до 20-25%, но в отдельных случаях могут достигать и 40-50%.

Сервис «Груз гоу», который создан для того, чтобы соединить перевозчиков и грузовладельцев напрямую, берет комиссию в зависимости от особенностей маршрута —его длины, например. В среднем ставка не превышает 8%.

Учитывая непрозрачность сферы, президент ТПП России Сергей Катырин выступает за урегулирование отрасли. Он предлагает допускать на рынок только тех, кто находится в реестре и зарегистрирован как логистическая компания, экспедитор или грузовой перевозчик.

«У нас предложение подготовить закон, законопроект сначала — о грузовых автомобильных перевозках. Мне кажется, это не только обеление рынка, это повышение конкуренции, снижение цены», — заявил Катырин.

Однако самая главная задача, которую поможет решить принятие закона, по мнению президента ТПП, — это возможность для производителей минимизировать потери или вовсе избавиться от них.