Posted 16 октября 2018, 09:59
Published 16 октября 2018, 09:59
Modified 3 ноября 2022, 18:03
Updated 3 ноября 2022, 18:03
На деле же в таких домах живут почти 18 тысяч нижегородцев. А новая программа, которую власти обещали разработать еще в 2017 году, когда завершились сроки прежней, до сих пор не готова.
Министерство строительства и ЖКХ Нижегородской области сообщает о том, что на территории региона «осуществляется реализация» адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2013-2017 годы» и «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Нижегородской области на 2014-2015 годы». Региональный минстрой рапортует о том, что задача по ликвидации жилищного фонда, признанного аварийным до 1 января 2012 года, выполнена.
Однако на сайте «Реформа ЖКХ» сообщается, что в Нижегородской области расселение 46 домов, признанных аварийными до 2012 года, отстает от графика более чем на 3 месяца. Общая их площадь составляет 16,3 тысячи квадратных метров. Также есть 12 домов, где расселить требуется большую площадь, чем была заявлена.
Аварийный жилищный фонд есть во всех районах Нижегородской области, кроме Большеболдинского, Краснооктябрьского, Лысковского, Починковского районов и Сарова.
По информации портала «Реформа ЖКХ», всего в Нижегородской области не расселено 89 домов, признанных аварийными до 1 января 2012 года (31,17 тысяч кв. м). А, по данным регионального минстроя, не снесено более 600 аварийных многоквартирных домов, признанных таковыми до 2012 года: «Основная причина заключается в отсутствии у муниципальных образований Нижегородской области финансирования. В остальных случаях муниципальные образования переводят аварийные многоквартирные дома в статус нежилых для последующей реконструкции и использования в социальных направлениях, либо разыгрывают аукционы на земельные участки под аварийными домами с условиями последующего сноса домов».
Кроме того, в 61 доме живут нерасселенные из-за «непредвиденных обстоятельств» нижегородцы (судебный спор, принятие наследства, неизвестность местопребывания и другие обстоятельства, связанные с личностью гражданина). Общая площадь такого жилья составляет 25,58 тысяч кв. м.
До 2018 года для переселения граждан в Нижегородской области было построено 665 домов (302,83 кв. м). Сейчас строящихся объектов нет. Хотя летом 2016 года тогда еще министр строительства региона Владимир Челомин обещал, что в 2018 году строительные организации, которые получат подряды от министерства, начнут возводить благоустроенные многоэтажки, чтобы заселять граждан из аварийного жилья.
Из двух вышеуказанных программ за годы их действия, по информации регионального минстроя, был исключен 51 аварийный многоквартирный дом. Это произошло из-за: а) расселения многоквартирных домов за счет собственных средств муниципалитетов, б) судебных решений о снятии с домов статуса многоквартирного дома, в) решений судов о незаконном признание межведомственной комиссии многоквартирных жилых домов аварийными, г) решений судов о снятии с кадастра многоквартирных домов, д) заключений межведомственных комиссий о признании жилых домов (жилых помещений) пригодными для проживания.
При этом, после 1 января 2012 года аварийными были признаны 1 тысяча 212 домов (293,73 тысяч кв. м, данные по состоянию на 1 июля 2018 года). Больше всего таковых в Нижнем Новгороде (355) и Тоншаевском районе (145). Их общая площадь составляет 293,73 тысячи кв. м. В 2018 году расселению не подлежит ни один из этих домов.
По информации министерства строительства региона, по состоянию на 1 октября 2018, аварийными числятся 1 тысяча 247 многоквартирных домов, в которых проживают 17,9 тысяч человек.
При этом новой программы по расселению аварийных домов в Нижегородской области нет. Ее обещали принять до конца 2017 года. Но сроки затянулись, как поясняет минстрой, из-за того, что нижегородское правительство ждет принятия поправок в Жилищный кодекс РФ. Уже известно, что на новую программу, в которую войдут дома признанные аварийными после 1 января 2012 года, потребуется более 12 млрд рублей. Она должна быть разработана до 1 апреля 2019 года. Пока же ведется только соответствующий реестр.
При этом в Нижегородской области с незавидной регулярностью рушатся дома. Причем многие из них даже не внесены в список аварийных. По словам депутата Госдумы РФ от Нижегородской области Александра Курдюмова, добиться признания дома аварийным крайне тяжело. «Ходят к нам депутатам. Депутат Госдумы – как последняя инстанция. Очень много людей с такой проблемой приходят», – сказал он в разговоре с корреспондентом NewsNN.
Один из последних случаев произошел в Ленинском районе на улице Грекова, 3. Там 28 сентября рухнул двухэтажный дом 1950 года постройки. В 2014 году он был признан аварийным и подлежащим сносу. Так, на момент ЧС в доме проживали две семьи. Никто не пострадал.
Администрация Ленинского района только после инцидента подала иск о выселении граждан для того, «чтобы предотвратить получение ими физического вреда». В ответе на запрос NewsNN говорится, что «выселить принудительно» жильцов администрация не могла согласно Конституции РФ. Но по ст. 57 Жилищного кодекса РФ допускается выселение муниципалитетом граждан принудительно через суд.
Вечером 5 сентября рухнул железобетонный козырек над входом в подъезд многоквартирного дома №51 по улице Ковалихинская в Нижнем Новгороде. До инцидента жильцы неоднократно жаловались в ДУК, но никакой реакции не следовало.
15 октября во время работ по укреплению основания рухнул двухэтажный жилой дом на Бору. Курдюмов рассказывает, что жильцы забили тревогу еще в 2013 году, уже тогда здание практически стояло без фундамента. «Сколько же еще их должно рухнуть, чтобы чиновники начали работать? Аварийных домов в регионе сотни и какой-либо активности по их расселению не наблюдается», – сетует депутат ГД РФ.
Самый известный инцидент с обрушением дома в Нижнем Новгороде случился в апреле 2014 года. Тогда рухнула стена дома №32 на улице Героя Самочкина. На тот момент Надежда Рожкова была главой администрации Ленинского района, а Сергей Белов – ее заместителем. Они не инициировали признание дома непригодным для проживания. Хотя знали, что он находится в аварийном состоянии. На чиновников завели уголовное дело. В сентябре 2017 года их оштрафовали на 100 тысяч рублей, но освободили от наказания из-за истечения срока давности.
На сайте министерства строительства и ЖКХ Нижегородской области регулярно появляются жалобы о том, что какой-либо дом находится в аварийном состоянии, но его не расселяют.
Так, например, Нина Елизарова пишет, что дом №19/31 по ул. Анри Барбюса (1917 года постройки) был признан ветхим и включен в адресную программу сноса и реконструкции в 2007 году. Его износ составляет 80%. Но дом до сих пор не расселен, работы по реконструкции также не проводились. На что представитель минстроя региона отвечает: «Программа предусматривает выполнение комплекса мероприятий, которые должны быть проведены в течение 2007-2025 годов».
Другая нижегородка – Анастасия Казакова – рассказала, что дом, в котором она проживает, был признан аварийным в 2014 году, с того времени были расселены два подъезда из четырех. По ее словам, дом рушится на глазах, но администрация города только «разводит руками». На это минстрой региона советует дождаться новой программы.
Предлагаемый маневренный фонд – одна из причин, почему люди не хотят покидать свои аварийные дома, говорит депутат Госдумы РФ Курдюмов. «Переселяют незнамо куда, к черту на рога, еще и опять же в маневренный фонд. Людям шило на мыло менять нет хочется. Понятно, что оно аварийное, но оно хоть свое, они прожили там всю жизнь. А переселяют в дыру, в трущобы. Естественно, никто туда ехать не хочет», – пояснил он.
По словам Курдюмова, переселение граждан из разваливающихся домов в маневренный фонд – не выход, а «латание дыр, которое ни к чему не приведет».
В 2016 году Челомин заявил, что «муниципалитеты, как и в 2015 году, не справляются со своими денежными обязательствами по аварийному фонду». По его словам, область была вынуждена корректировать свою долю финансирования программы в сторону увеличения. Например, в 2015 году муниципалитеты вложили в реализацию только 250 из 600 млн рублей.
Расселение ветхого и аварийного жилья финансируется из бюджетов трех уровней. Однако в федеральную программу попало только 50 нижегородских домов. Это произошло, так как в 1990 – начале 2000х годов «тормозился процесс признания домов аварийными».
Для активизации расселения домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, была разработана областная целевая программа «Волновое переселение граждан из аварийного жилищного фонда с целью стимулирования жилищного строительства на 2013-2015 годы». Суть ее в том, что после признания домов аварийными и подлежащими сносу граждане переселяются в специально построенные или закупленные для них жилые помещения.
В соответствии с этой программой, которая была рассчитана до 2015 года, расселению подлежали жители 147 домов Нижнего Новгорода. До сих пор нерасселенными остаются 28.
В ответ на запрос NewsNN департамент строительства Нижнего Новгорода признается, что при расселении мэрия «стремилась максимально использовать ресурсы вышестоящих бюджетов». Из-за отсутствия в бюджете города средств, достаточных для переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, произошло отставание в выполнении обязательств по срокам отселения и ликвидации аварийных домов.
Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владимир Буланов видит основу этой проблемы в том, что очень много депутатов в регионе, которые лоббируют свои строительные интересы. «Они идут в депутаты, чтобы отрезать себе кусок земли и подвести коммуникации за бюджетные средства. Нужен просто государственный подход с прозрачными условиями. Тогда программа волнового переселения состоится. Тогда в течение 5-7 лет можно от руин, которые находятся на территории Нижнего Новгорода избавится. А сейчас каждый одеяло тянет на себя», – добавил он.
«Сейчас по всей области куча ветхого жилья, которое надо расселять. Если говорить о том, выполнена ли в регионе программа по расселению такого жилья, то, конечно, не выполнена», – говорит Курдюмов.
Он напомнил, что строительство социального жилья в Нижегородской области «практически не ведется», а возводятся только элитные высотки.
Директор Нижегородского центра научной экспертизы Татьяна Романчева считает, что бюджет по расселению аварийного фонда – не самый большой. За счет города обычно расселяются 4-5 домов. Раньше это в основном происходило за счет выделения земель под развитие застроенных территорий. «Сейчас выдача таких земель приостановлена, поэтому многие не выполнили свои обязательства», – рассказала она в беседе с корреспондентом NewsNN. Эксперт полагает, что надо возобновлять такую программу.
Кроме того, в центре Нижнего Новгорода, где много ветхого жилья, существуют ограничения по этажности, а земельные участки, которые предлагаются на аукционе достаточно дорогие. «Многие аукционы проводились ни один раз из-за того, что цена на участок высокая, а экономически проект становится не самым выгодным», – заключила она.