По данным департамента развития туризма и народных художественных промыслов Нижегородской области, номерной гостиничный фонд региона на текущий момент составляет почти 16 тысяч номеров в 581 коллективном средстве размещения. Пять лет назад – в 2013 году – в регионе было 269 объектов размещения на более чем 8 тысяч номеров.
Объем услуг туристической отрасли в 2013 году составлял 7,5 млрд рублей. В 2017 году он вырос до 12,4 млрд рублей.
За пять лет в Нижегородской области было построено 13 гостиниц и 26 хостелов на более 1,1 тысячи номеров на 2,5 тысячи мест. Объем инвестиций в индустрию гостеприимства составил более 5 млрд рублей.
В сентябре 2017 года в Нижегородской области завершилась реализация мероприятий по строительству гостиниц, предусмотренных федеральной программой подготовки к проведению в 2018 году ЧМ. Непосредственно по этой программе построено 4 отеля на 541 номер. Это Sheraton Nizhny Novgorod Kremlin (5 звезд на 176 номеров), Hampton by Hilton Nizhny Novgorod (3 звезды на 192 номера), Courtyard by Marriott Nizhny Novgorod City Center (4 звезды на 143 номера), «Малиновая слобода» (3 звезды на 30 номеров). Вне программы, но также к ЧМ построен первый пятизвездочный бутик-отель «Парк-отель «Кулибин» на 64 номера.
В сравнении с 2013 годом рынок гостиничных услуг изменился кардинально. Пять лет назад в области не было ни одного отеля категории 5 звезд, всего 4 отеля категории 4 звезды, 5 отелей категории 3 звезд и 1 средство размещения категории 2 звезд. К ЧМ уже было 2 отеля категории 5 звезд, 14 отелей категории 4 звезды, 59 средств размещения категории 3 звезды и 37 средств размещения 2 звезды.
В целом по РФ к мундиалю построено более 40 новых гостиниц, а многие владельцы существующих отелей обновили номера. Так, московский Центр международный торговли (ЦМТ) за последние четыре года потратил на это более 1 млрд рублей и привлек к управлению международный отельный бренд Crowne Plaza. Результат сотрудничества – рост доли гостиницы в общих доходах ЦМТ.
Заместитель гендиректора по финансам и коммерции ЦМТ Вадим Субботин говорит, что ввод гостиниц продолжается и сейчас, но при этом поток въездного туризма сократился. «И получается, что этот сокращенный объем распределяется среди большего количество бизнес-номеров, которые были введены к ЧМ», - отметил он.
Несмотря на растущее число гостиниц, не все туристы предпочитают останавливаться в них.
Президент Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин указывает, что в 2016 году в страну въехало 24,5 млн иностранцев, а гостиницы отчитались, что у них было размещено лишь 6 млн. «Куда остальные делись? – вопрошает он. – Оказалось, их в четыре раза больше».
На время ЧМ власти ограничили аппетиты отельеров и ввели максимально допустимые цены на номера. Так в Самаре максимальная стоимость 5-звездного сьюта не должна была превышать 75 тысяч рублей, а ночь в беззвездном отеле – 2500 рублей. Но все равно многие фанаты, в том числе треть из приехавших на мундиаль иностранных гостей, бронировали квартиры. Одна из причин – недостаток дешевых гостиниц.
«Не секрет, что в массе своей особенно российские туристы ищут гостиницы не пятизвездочные. У нас самый большой дефицит – это трехзвездные гостиницы», - говорит Катырин.
По словам исполнительного директора ассоциации «Отельеров Нижегородской области» Татьяны Исаевой, средняя загрузка отелей Нижнего Новгорода в I полугодии 2018 года составила 47,4%, а в даты проведения игр и за день до события она достигала 95%. При этом средняя цена номера составляла 12 тысяч рублей за сутки, что на 270% больше значений 2017 года.
По данным Ростуризма, средняя годовая заполняемость гостиниц в России не превышает 60%. Только в Санкт-Петербурге 63% и 74% - в Москве. В дни проведения матчей в городах-хозяевах загрузка отелей подскочила. Так, в Москве она составила 94%, в Санкт-Петербурге – 95%.
Владелица питерского хостела Soul Kitchen Любовь Сорокина отмечает, что в дни ЧМ все гостиницы были загружены, а вот после число гостей снизилось существенно. «После ЧМ, начиная с 15-ого числа довольно низкая загрузка, она ниже, чем должна была бы быть. По этому поводу я немного переживаю, потому что не знаю, как мы закончим лето», - говорит она.
А Исаева из Нижнего Новгорода сетует, что такие мероприятия не происходят чаще. «Если бы такие мероприятия проводились каждый год... ЧМ отличный повод для Нижнего Новгорода заявить о себе. Надеемся, рассказ о красоте нашего города, радушии и безопасности пребывания иностранных гостей – участников ЧМ – у себя на родине, и тот информационный поток о Нижнем Новгороде, который был в период проведения ЧМ, увеличит поток туристов в наш регион», - говорит она.
В гостиничном бизнесе, кроме низкой загрузки в «непиковые» сезоны есть и другие сложности. Главный управляющий отеля Lotte в Москве Эдриан Грэй считает, что самые значительные статьи расходов для отеля в любой стране – персонал и энергоресурсы. И хотя в России оплата труда ниже, чем в других странах, существует ряд обязательных платежей, которых нет за границей. «Но в целом, показатели рентабельности сопоставимы с европейскими», - добавил он.
Совладелец ростовских отелей «Эрмитаж» и «Дон Кихот» Татьяна Нечепаева подчеркнула, что за последние годы очень сильно подорожали услуги ЖКХ и прачечной. «Налогообложение в отелях безумное. В туризме, во въездном в частности, есть преференции по налогам на зарплату, и они идут по льготе. А гостиничный бизнес не идет по льготе. У нас сегодня 30% - налоги на зарплату, как и во многих отраслях, которые не являются приоритетными», - отмечает она.
Другая проблема – сложности размещения. Так, в Петербурге многие из хостелов и мини-гостиниц расположены в бывших коммуналках, но существующие нормы права позволяют постоянным жильцам требовать закрытия соседнего бизнеса. В Госдуме РФ уже два года лежит законопроект, по сути запрещающий отели в жилых домах. Его обсуждение приостановили из-за чемпионата. Но теперь владельцы хостелов вновь опасаются оказаться вне игры.
«Есть проект закона, предлагающий упразднить эту систему – вообще никого не размещать. Но это тоже неприемлемая позиция, мы считаем. Здесь нужно просто грамотно все отрегулировать, посмотреть и на налоги и на отчетность, чтобы понимать, кто что сдает», - считает Катырин.
Официальный гостиничный фонд России насчитывает миллион номеров. С 2005 года их количество увеличилось в 2,5 раза. Добавляет числа «белому» рынку и начало классификации гостиниц в России. Полноценно система заработает в 2021 году.
Гостиничный бизнес в Нижегородской области также стремительно развивается. По данным департамента туризма региона, диапазон предоставляемых гостиничных услуг сегодня достаточно широк и регион теперь может предложить, в том числе и продукт класса luxury. Ближайшие тренды на рынке – повышение уровня сервиса и качества предоставляемых услуг. Если количество событий в городе и области будет расти, рынок гостиничных услуг будет также стремительно расти, если темпы проведения мероприятий будут снижены, возможно, небольшое сокращение количества средств размещения, не имеющих выгодных преимуществ по логистике, цене и качеству, прогнозируют в департаменте.
Исаева тенденцией последних лет называет заход «сетевиков» на нижегородский гостиничный рынок. Так, в 2015 году в Нижнем Новгороде открылись гостиница Courtyard by Marriott, в 2016 – Hampton by Hilton, в 2017 году – Sheraton, Mercure – 2018.
«А это значит, повышается уровень сервиса в отелях города и локальных в том числе – «сетевики» задают тон своими четкими стандартами обслуживания гостей!», - резюмирует она.
По данным департамента туризма, в конце сентября – начале октября 2018 года ожидается торжественное открытие отеля Mercure на 4 звезды в Нижнем Новгороде. Объем инвестиций в объект превысил 550 млн рублей. До конца 2018 года планируется открытие еще одного отеля на 3 звезды.