«И убытки будут, и прибыль не каждый день»
В I полугодии убыток от продаж Горьковского автозавода составил 595,69 млн рублей. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом выручка предприятия выросла на 14,5% до 10,9 млрд рублей, чистая прибыль увеличилась в 22,2 раза – с 87,84 млн до 1,95 млрд рублей.
По словам Асланяна, у крупных заводов «всегда есть инерция и определенные действия, которые не имеют результата прямо сегодня», поэтому объективно оценивать эти показатели сложно. «Предприятие не имеет очень большого дохода. Нельзя сказать, что оно очень сильно разбогатело. И у него нет серьезной перспективы разбогатеть», - заявил он NewsNN.
Эксперт сообщил, что автомобильный рынок сокращается. В то же время Горьковский автозавод имеет «огромное количество архаичных предприятий и производств-смежников и обременений». Асланян отметил, что если бы производство было современным, ему бы не потребовалось такое количество сотрудников.
«Но выгнать же нельзя – приходится держать на своем балансе. И это тоже не дает шанса вырваться вперед. Есть определенные обязательства перед людьми и определенная архаика технологий. Там, где во всем мире робот, у нас 5 человек с кувалдой. Горьковский автозавод – несовременный. Поэтому у него и убытки будут, и прибыль не каждый день», - сказал он.
При этом рядовые сотрудники жалуются на низкую оплату труда, виня в этом некомпетентность руководства. Они сообщили NewsNN, что размер их средней зарплаты – около 20 тысяч рублей в месяц. В пресс-службе завода заявляли о 36 тысячах. Рабочий Алексей Колесов высказал мнение о том, что приемлемую зарплату и хорошие должности занимают лояльные руководству люди.
Вопросы вызывают и условия труда. В течение нескольких лет Горьковский автозавод лидирует среди предприятий области по числу профзаболеваний. В 2016 году Госинспекция труда сообщила, что на заводе чаще всего происходят ЧП с тяжким причинением вреда здоровью и смертельным исходом. В 2017 году проверки контролирующих органов выявили многочисленные нарушения.
«Всегда проблемы с качеством были. Всегда будут»
Эксперт заявил, что несовременность производства является причиной жалоб покупателей на качество выпускаемых ГАЗом автомобилей. «У Горьковского автозавода всегда проблемы с качеством были. Всегда будут. И Горьковский автозавод никогда ничего не сможет с ними поделать», - сообщил он.
Асланян заявил, что на ГАЗе производится только итоговая сборка автомобилей, в то время как производители комплектующих в стране «вымерли». «Те технологии, которыми они пользовались – это технологии 50-60 годов. Обновление промышленности в нашей стране закончилось с началом перестройки. Индустриальная ситуация находится на уровне каменного века», - сказал он.
Асланян отметил, что предприятие «пытается поставить» китайский дизель Cummins, а в дальнейшем – перейти на худший по качеству дизель Volkswagen, потому что «своего-то нет».
«У Горьковского автозавода компетенции, инженеры, менеджеры, у них сертификация… У них очень много пустых слов, а ни мозгов, ни денег. И дизеля у них не будет никогда», - сказал он. Эксперт напомнил, что создать свой дизель завод не смог ни во времена СССР, ни во времена перестройки.
«И бензиновый мотор у них тоже плохой. И в совокупности «Газель», конечно, это машина, которая только в нашей стране имеет право на жизнь. Во всем остальном мире, в третьесортных странах какие-то попытки есть продвижения на экспорт, но это связано с большими трудностями», - заявил NewsNN Асланян.
«Не будет никогда легкового производства»
В соцсетях предприятия пользователи неоднократно интересовались, когда завод начнет выпуск потенциально новой линейки автомобилей и возродит легендарные «Волгу» и «Чайку». По словам Асланяна, это никогда не произойдет. «У них нет шансов. У них не будет никогда легкового производства – на это не хватит ни денег, ни сил», - сообщил он NewsNN.
Эксперт уверен, что ГАЗ будет выпускать «Газели» до тех пор, пока их будут покупать, а также «выплывать» за счет оборонного заказа – производства техники для российской армии. Асланян напомнил, что раньше предприятие производило неплохие полноприводные автомобили, запустив новое семейство внедорожников. Однако проект был провален.
«Попытается как-то отыграть во внедорожной среде, то есть на базе «Газелей» сделать некое количество полноприводных машин. Это все, больше ничего не будет. Будут «Соболя» полноприводные, но никаких новых автомобилей», - сказал он, добавив, что ждать новую «Волгу», «Чайку» или даже «Газель» не стоит – только рестайлинг существующих моделей.
Одна из причин неуспешности легкового сегмента предприятия, по его словам, - это «совершенно чудовищный цикл подготовки к производству». Если ГАЗ начинает делать что-то более-менее современное, то к моменту запуска производства идея устаревает. До потребителя доходит «позавчерашний день», так как автомобили устаревают каждые 5-7 лет.
«В коммерческом транспорте - «Газель», например - 15 лет – это нормальный срок. Поэтому они – нерасторопные, мало на что способные, очень амбициозные и очень неумные – могут жить только в нише коммерческого транспорта, где потребитель привык, что обновления так часто не происходят», - сообщил Асланян.
«Ошибки менеджмента»
По словам эксперта, сложившаяся ситуация является следствием ошибок менеджмента. Он отметил, что индустриальная ситуация у всех участников рынка одинаковая, а результаты работы – разные. «И Горьковский автозавод «не выплывет» никогда в том числе и потому, что у него такой менеджмент», - сказал Асланян.
Он добавил, что единственным светлым моментом в постперестроечной истории ГАЗа был Бу Андерссон, назначенный на должность президента «Группы ГАЗ» в 2009 году. Спустя год предприятие заключило контракты на сборку с концернами Daimler, General Motors и Volkswagen Group Rus, начало производство модифицированой «Газели».
«Горьковский автозавод в этот момент получил какой-то шанс. Андерссон оттуда ушел – у Горьковского автозавода шанса не осталось никакого», - сказал Асланян. В конце 2013 года Андерссон покинул «Группу ГАЗ», став президентом «АвтоВАЗа». Эксперты заявляли, что найти ему замену будет нелегко.
«Если посмотреть историю, завод брался за очень много проектов: похоронил абсолютно все. Все, за что он взялся, все похоронил. Он потратил чудовищное количество миллионов долларов и не преуспел ни в чем», - заявил NewsNN Асланян.
Он напомнил, что ГАЗ пытался организовать СП «Нижегород-Моторс» с Fiat, купил шнайдеровский дизель у Австрийцев «под ключ» с технологией, сделал новое перспективное семейство «Волги 3111» и пытался сконструировать новый двигатель. Однако ни один из этих проектов нельзя назвать успешным, заключил эксперт.
Рядовые сотрудники Горьковского автозавода заявляли NewsNN, что «рыба гниет» с головы. А проблемы идут от неверной расстановки приоритетов руководством предприятия.
Рабочая группа по бюджетным проектировкам при правительстве РФ предложила подумать об отказе от поддержки автопрома: программ лизинга и автокредитования на льготных условиях. По словам Асланяна, это связано не с тем, как чувствует себя автопром – в правительстве заявили, что он выходит из кризиса, - а с тем, как чувствует себя бюджет.
«В бюджете деньги закончились, поэтому нужно всех, кого можно только скинуть с дотационной иглы. Но будут придуманы другие инструменты. … Часть финансирования будет пересмотрена. По большому счету, у правительства нет желания поддерживать предприятия. Но Горьковский автозавод – это Дерипаска (Олег, совладелец «Группы ГАЗ» - NewsNN), Дерипаска – это друг, поэтому его в беде не оставят никогда», - заявил Асланян.
Результатом работы действующего руководства Горьковского автозавода стало падение продаж продукции на протяжении нескольких лет, за время которых ГАЗ просит о налоговых льготах и берет кредиты. Тем не менее, ГАЗу было оказано доверие федерального правительства.
6 декабря именно здесь Владимир Путин объявил о выдвижении на выборы. Он выступил перед рядовыми сотрудниками завода, заявив, что они «и есть наша страна», люди, которые стоят в основе развития производства. К руководству предприятия он не обращался. Власти в очередной раз показали недовольство системой управления и результатами ГАЗа.