Posted 4 сентября 2018,, 12:14

Published 4 сентября 2018,, 12:14

Modified 3 ноября 2022,, 17:44

Updated 3 ноября 2022,, 17:44

Егоров: Рыбин несет ответственность за взрыв, но в какой степени – определит СК

4 сентября 2018, 12:14
31 августа на заводе имени Свердлова произошел взрыв, в результате которого погибли 5 человек, еще 6 пострадали. Гендиректором оборонного предприятия является депутат Заксобрания Нижегородской области Вадим Рыбин.

NewsNN спросил его коллег, должен ли тот понести ответственность за произошедшее. Однако они не стали давать оценку работе Рыбина до заключения следователей.

Зампред ЗСНО Владислав Егоров напомнил, что существует определенный порядок разбирательства в таких делах, и до заключения следственных органов рано говорить о степени ответственности руководителя предприятия. Он считает, что после этой трагедии минобороны РФ должно провести проверку всех предприятий подобного профиля на предмет соблюдения правил безопасности.

«Но, конечно, это не снимает ответственности и с руководителя предприятия. Только степень этой ответственности должна определяться компетентными органами», - говорит Егоров.

Он призывает дождаться «хотя бы предварительных итогов исследований», потому что сейчас, по его словам, неизвестно даже официальное количество пострадавших и жертв. «Мы не знаем масштаб трагедии, масштаб разрушений. Все-таки это закрытое предприятие, и информация о нем в публичной сфере носит отрывочный характер», - отметил зампред ЗСНО.

«Я помню, что там было обрушение стены. Я соглашусь, что это должно было насторожить руководство предприятия с точки зрения обеспечения большего уровня безопасности. Мы, к счастью, очень давно в Нижегородской области не сталкивались с подобными трагедиями. Но нужно быть к этому готовыми на таких предприятиях. Я еще раз говорю, что там существуют свои нормативы, должны быть еще структуры, которые контролируют уровень безопасности на предприятии. Несет ответственность не только непосредственно чиновник на заводе. Там есть специальные структуры, которые отвечают за безопасность, и к ним вопросы должны быть», - заключил Егоров.

Депутат ЗСНО Владислав Атмахов отметил, что есть вина, как сотрудников завода, так и гендиректора и других руководителей. «С одной стороны, рабочие проходили, видимо, специальный инструктаж. Они расписывались в каких-то документах. У них есть руководители непосредственно на местах, которые следят за этим процессом. Поэтому, в первую очередь, надо посмотреть, насколько правильно и качественно проходила подготовка этих людей. Есть Ростехнадзор, который должен за этим следить», - сказал он.

По словам Атмахова, генеральный директор должен наблюдать за процессом обучения сотрудников технике безопасности. «Выводы, конечно же, нужно будет сделать, но есть ли здесь прямая вина генерального директора или нет должны сказать соответствующие органы, но точно не мы, депутаты, – его коллеги», - добавил он.

Атмахов считает, что, в первую очередь, нужно пообщаться с заместителями гендиректора, которые работают на местах, так как гендиректор «занимается общей стратегией предприятия».

По мнению депутата ЗСНО, экс-мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева, когда происходят такие трагедии, всегда есть виновный, помимо халатности рабочих. «Я не скажу конкретно, кто там виноват, это я уверен разберутся следственные органы. Но виновный есть, я абсолютно уверен», - полагает он.

Говоря о том, что это уже не первое ЧП на заводе им. Свердлова, Лебедев отметил, что: «Всегда так бывает, начинается ведь не сразу. Какой-то один случай, потом второй, третий, и в конце концов это становится уже системой».

Депутат ЗСНО Владимир Буланов назвал «сложной» тему определения ответственности Рыбина за инцидент. «Это государственное предприятие. Его даже нижегородским не назовешь. Стечение обстоятельств, по которому там произошло два ЧП за месяц – зависит или не зависит от директора, будут выяснять следователи. Как Рыбин посещал завод и как он там работал, я не знаю. Я знаю, что у него достаточно активные заместители. Завод последние десятилетия работал успешно, внедрял новые формы производства и даже получал субсидии из областного бюджета», - рассказал он.

Зампред ЗСНО Александр Табачников также не стал давать оценку работе Рыбина, назвав это «узкопрофессиональным вопросом». «Это еще бабушку на улице надо спросить, должен или не должен он нести ответственность. Лучше задать эти вопросы следователям», - считает он.

Самого Рыбина в момент взрыва на заводе не было. Он находился в командировке в Москве. Когда он из нее вернулся – доподлинно неизвестно, так как официального комментария по трагедии от гендиректора нет до сих пор. Известно лишь то, что 2 сентября вместе с митрополитом Нижегородским и Арзамасским Георгием он побывал в больнице, где находятся пострадавшие. Общался ли он с ними – неизвестно. В день трагедии за Рыбина отдувался главный инженер предприятия Михаил Лебедев.

На звонки корреспондента NewsNN Рыбин не отвечает, хотя телефон включен.

«Семьям пострадавших будет оказана материальная помощь в полном объеме в соответствии с условиями коллективного договора. Предприятие окажет всю необходимую поддержку в организации похорон и лечения пострадавших», - говорится в сообщении пресс-службы завода им. Свердлова.

Постоянное отсутствие Рыбина на заводе не впервые приводит к печальным последствиям. Совсем недавно, 5 июля, на заводе им. Свердлова произошло «обрушение стены неработающей части производственного здания». Так звучала официальная версия пресс-службы. Однако нижегородские журналисты говорили, что на заводе был взрыв.

Тогда от Рыбина также не последовало никаких действий и комментариев. Прибывал ли он на место ЧП остается неизвестным. Сотрудникам завода запретили рассказывать что-либо о случившемся.

При этом в 2013 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору наградила Рыбина медалью имени Якова Брюса за заслуги в повышении уровня безопасности на заводе.

У ФСБ России также есть претензии к руководству завода. 28 марта 2018 года сотрудники службы посетили предприятие. По информации «Коммерсанта», силовики следили за заводом больше года. Они считают, что руководители завода могут быть причастны к выводу денег в офшоры и расходования бюджетных средств, полученных в рамках федеральных целевых программ.

Telegram-канал «Siloviki» сообщал, что во время обысков ФСБшники нашли бумаги о выводе в кипрский офшор 250 тысяч долларов, документы о приеме на работу нескольких десятков «мертвых душ» с зарплатой в 30-50 тысяч рублей. На компьютерах были обнаружены файлы о незаконных схемах зарабатывания денег руководством завода с помощью закупки всего необходимого для работы по завышенным в разы ценам. Электричество завод покупает у «ТНС-Энерго» через 4 специально созданных фирмы. Прибыль от этого составила около 120 млн рублей. Кроме того, выяснилось, что активное участие в работе оборонного завода принимает отец гендиректора – Евгений Рыбин (гражданин Австрии), хотя не числится его сотрудником.

Информацию о нарушении секретности на заводе подтверждает и «Дзержинск – 52 Tотал Ньюс», приводя копии соответствующих документов. А первый заместитель генерального директора Юрий Шумский, по данным портала, может быть причастен к хищению с территории завода боевого стрелкового оружия. Следователи планируют предъявить ему обвинение в незаконном хранении оружия.

Собеседник «Коммерсанта» полагает, что у «семьи Рыбиных, которой отдали в управление завод им. Свердлова в награду за дело «ЮКОСа», закончился мандат доверия со стороны государства».

Судя по информации Законодательного собрания региона, в последний год Рыбин не частый гость и в ЗСНО. Большую часть заседаний он пропустил из-за «командировок». Инициатив по принятию законопроектов от него не исходит.

Декларацию о доходах за 2017 год Рыбин не предоставил. Зато в конце июня 2018 года предприятие приобрело в лизинг новую люксовую иномарку Toyota Land Cruiser 200. Цена автомобиля составила 7,73 млн рублей. Им владеет юридическое лицо.

Помимо того, что у гендиректора оборонного предприятия отец (Евгений Рыбин) является гражданином Австрии, супруга Вадима Рыбина – уроженка Украины (Ольга Рыбина). Пара познакомилась в Киеве и поженилась, когда Рыбин работал в Москве. Его перевод в Дзержинск супруга назвала «карьерным ростом». Рыбина увлекается гороскопами и даже считает астрологию наукой.

«Когда на закрытом оборонном предприятии, где идет одна проверка за другой, происходит один инцидент за другим, то приоритетными выглядят две версии. Либо руководство завода абсолютно уверено в своей безнаказанности благодаря заслугам Рыбина-старшего перед Кремлем. Либо кому-то в руководстве необходимо, чтобы можно было списать на ЧП исчезновение документов, денег или иных ценностей», - считает автор Telegram-канала «Малюта Скуратов».

"