За последние три года из-за плохих дорог в Нижегородской области произошло 4,5 тысяч дорожно-транспортных происшествий. По данным УГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области, в 2015 году «дорожный фактор» выявлялся в 1423 ДТП, в которых погибли 155 и получили ранения 1856 человек. В 2016 этот показатель составил 1533 случаев, с 154 погибшими и 2080 раненными соответственно. На следующий год этот показатель увеличился на 104. В 2017 году из-за ДТП на плохих дорогах погибло 162 человека.
С 2013 по 2017 годы пост министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области занимал Александр Герасименко. Политолог Валентина Бузмакова называет чиновника «верным человеком» экс-губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева. «Его передвижение было согласовано еще при Шанцеве. Говорят, ворует, но пока не поймали. Грех на дорогах-то не поворовать. Должность очень коррупционная», — рассказала она в беседе с корреспондентом NewsNN.
Выпускник Горьковского инженерно-строительного института им. В. П. Чкалова [ныне — ННГАСУ] всегда был связан с возведением дорожной инфраструктуры. Он начал свою карьеру с работы мастером Волжской автомобильной дороги в 1991 году. Согласно официальной биографии, Герасименко с 1992 по 2006 годы «работал на руководящих должностях в дорожно-строительных компаниях».
Речь здесь идет о трудовой деятельности будущего чиновника в фирме «Магистраль». С 1994 по 2002 годы Герасименко работал сначала техническим директором, затем гендиректором и президентом «Магистрали». С 2005 по 2006 годы Герасименко снова возглавлял фирму, до этого в течение года он работал ее замгендиректора. «Магистраль» много лет остается «королем госзаказа» по дорожному строительству в Нижегородской области. С 2014 года по май 2018 года она выиграла тендеры на 6,83 миллиарда рублей. Один из ярких заказов, который поручили «Магистрали» — строительство парка возле стадиона «Нижний Новгород».
В частности, компания в течение последних лет входит в тройку самых крупных исполнителей госзаказов по дорожному строительству в Нижнем Новгороде. В апреле региональное УФАС обнаружило нарушения при проведении закупок на ремонт дорог в областной столице. К антимонопольщикам обратилось ООО «СК Конструктив». По мнению УФАС по Нижегородской области, компания не победила в тендерах, потому что сформировала заявки с ошибками. Однако ведомство заявило, что в документации содержатся избыточные требования к выполнению заказа.
С 2002 по 2005 годы Герасименко развивал и собственный бизнес. Он был совладельцем нескольких компаний, занимавшихся дорожным строительством. На сегодняшний день они не функционируют. Герасименко числился «уставником» в ООО ДСП «Дзержинск-Автодор» вместе с тогда еще председателем гордумы Нижнего Новгорода Иваном Карнилиным и Александром Васиным. Последний с января по апрель 2013 года возглавлял ФКУ УПРДОР «Москва-Нижний Новгород».
В 2006 году Герасименко возглавил ГКУ «Главное управление автомобильных дорог» (ГКУ ГУАД НО). Эта организация следит за состоянием дорог, находящихся на балансе Нижегородской области. В том числе, она размещает госзаказы на ремонт и содержание дорожной инфраструктуры. Спустя 7 лет Герасименко сел в министерское кресло. ГКУ ГУАД НО подконтрольна региональному минтрансу. На протяжении многих лет чиновничества Герасименко контрольно-надзорные органы не интересовались, почему одним из крупных исполнителей госзаказов в регионе стала компания, в которой тот работал долгие годы.
Региональные СМИ связывали Герасименко с братьями Жижиными. Один из них — Андрей Жижин с 2011 по 2017 годы возглавлял департамент благоустройства и дорожного хозяйства горадминистрации. До этого в течение трех лет будущий чиновник числился генеральным директором «Магистрали». При Жижине и Герасименко Нижегородская область стала «лидером» в рейтинге областей с самой дорогой стоимость капремонта квадратного метра дорожного полотна. Этот показатель в 2016 году составил 2531 рубль. По показателю «гарантия на ремонт дорог» Нижегородская области опустилась на 21 место.
С 2011 по 2017 год Герасименко также занимал пост члена правления ФК «Волга». В прошлом году клуб обанкротился. В правление клуба также входили и. о. заместителя губернатора Нижегородской области Дмитрий Сватковский и бывший министр государственного имущества и земельных ресурсов региона Александр Макаров.
В 2016 году Герасименко раскритиковал пенсионеров за то, что те ездят на общественном транспорте, куда сами захотят. «Льготник уже не контролирует себя. Выбирает так себе маршрут, как ему удобно. Перемещается, как ему угодно. Это тоже неразумно, и за это транспортное предприятие несет убытки», – заявил он. После этого чиновник предложил ограничить льготный проездной для пенсионеров 39 поездками.
После отставки Шанцева о Герасименко не забыли. Сейчас он занимает пост и.о. замглавы администрации Нижнего Новгорода. «Раньше и внутри города дороги были очень разбиты. На восстановление дорог потребуется гораздо больше времени. Потому что поддерживать дороги в хорошем состоянии проще, чем ремонтировать аварийные», — заявил в беседе с NewsNN член комитета по транспорту и дорожному хозяйству Законодательного собрания Нижегородской области Владислав Атмахов.
По мнению депутата, в регионе огромное количество дорог муниципального значения находятся в ужасном состоянии. «Это связано с тем, что в свое время при предыдущей власти и при старом губернаторе не уделялось должное внимание финансированию дорог муниципальных направлений», – сказал он.
Депутат Госдумы РФ Александр Курдюмов заявил в беседе с NewsNN, что деньги, потраченные на строительство Южного обхода Нижнего Новгорода, нужно было использовать для ремонта местных дорог. «На крупные объездные дороги необходимо просить денег у правительства. Но прошлый губернатор решил по-другому: зачем просить, если можно взять из областного бюджета», — сказал он.
Более 5 месяцев министром транспорта и автомобильных дорог региона работает Вадим Власов. До этого он занимал должность первого заместителя председателя, затем — и.о. председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ СПб). На прежней должности Власов на курировал развитие велосипедной инфраструктуры и парковок. В июле 2017 года газета «Фонтанка» сообщила, что велоактивисты недовольны маршрутами новых велодорожек.
Платная парковка, построенная на деньги правительства Санкт-Петербурга, которую курировал Власов не окупилась из-за того, что КРТИ не смог договориться с правоохранителями о том, как будет получать данные водителей, которые не платят за парковку. За два прошедших года общая сумма внесенных платежей за парковку составила только 217,4 миллиона рублей. Если бы схема заработала раньше, штрафы принесли бы в казну города 1 миллиард рублей. Вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин заявил, что если КРТИ не сможет штрафовать нерадивых водителей, то ЦУП сократят за неэффективностью.
Первой трудностью, с которой столкнулся Власов на новой должности, можно назвать трещину на Мызинском мосту. Она образовалась в начале февраля 2018 года. Еще до этого случая администрация Нижнего Новгорода обнародовала результаты исследования, проведенного ЗАО «Институт «ИМИДИС», согласно которым мост не отвечает требованиям по долговечности и безопасности. В ноябре 2017 года правительство Нижегородской области объявило конкурс на выполнение работ по ремонту Мызинского моста. Аукцион выиграло АО «Ремонт мостов и тоннелей» (Москва), стоимость работ составит 408,5 млн рублей. Завершение работ теперь запланировано на декабрь 2018 года.
Власов — единственный министр в правительстве Нижегородской области, который общается с жителями через соцсети. У него есть страница в Facebook, где он отчитывается по ремонту дорожной инфраструктуры. Пользователи жалуются Власову напрямую. Тот рассказывает о всех совещаниях и передвижениях, публикует фотографии готовых дорог.
Испытанием для регионального минтранса стал ремонт моста через реку Кудьму. Работы там ведутся с марта 2018 года. Мост — часть федеральной трассы М7 «Волга», поэтому за его обслуживание отвечает ФКУ УПРДОР «Москва-Нижний Новгород». На мосту организовали реверсивное движение, это спровоцировало огромные пробки. Организация не дала разъяснений водителям о возможности объезда. До середины апреля 2018 года Власов также молчал. Автомобилисты жаловались на пробки и непригодные для езды сельские дороги, по которым им приходилось двигаться. Только после шквала сообщений в СМИ, министр договорился с ФКУ УПРДОР «Москва-Нижний Новгород» об ускорении работ по укладке дорожного покрытия.
Фактически, самыми благоустроенными дорогами в регионе остаются пути, отданные на федеральный баланс. Качество дорог в муниципальных районах — ужасающее, жалуются водители. «Региональные дороги брошены. На них не тратятся деньги. Есть, конечно, районы, где есть куски хороших дорог. Но в целом, дороги плохие. Я уже не говорю про дороги внутри сел и межрайонные дороги. Они в ужасном состоянии», — считает Курдюмов.
По мнению зампреда областного Заксобрания Александра Табачникова, в регионе наблюдается «очень большой объем недоремонта дорог». «Это тянется еще с 90-х годов. Нижегородские дороги не ремонтировались в течение долгих лет. Нагнать этот период очень сложно. Темпы дорожного строительства за последние годы увеличились, но проблемы по качеству еще остаются», — рассказал он в беседе с NewsNN.
Табачников оценивает норматив содержания дорог как «очень низкий». «Как и в любом хорошем хозяйстве не надо убивать то, что сделано вчера. Уровень грунтовых вод достаточно высокий в области, грунты пучинистые. Весной дороги просто взрываются и это вопрос не качества, а природных условий. Огромное количество дорог надо менять кардинально. По моему мнению, темпы дорожного строительства однозначно должны быть больше», — сказал он.