Posted 30 апреля 2018, 15:59
Published 30 апреля 2018, 15:59
Modified 3 ноября 2022, 17:48
Updated 3 ноября 2022, 17:48
Область разделена на 9 мусорных кластеров — зон работы региональных операторов. Такой подрядчик, подписывая эксклюзивный контракт, обязан будет координировать сбор, транспортировку, переработку и захоронение отходов. Конкурсы на отбор подрядчиков проводит министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Так, в середине апреля победителями по зонам №6 («Выксунсккая») и №7 («Арзамасская») стали ООО «ОРБ Нижний» и ООО «МСК-НТ», соответственно. Контракты на работу также получили ООО «Нижэкология-НН» (зона №1 — «Новоигумновская»), ЗАО «Управление отходами-НН» (зоны 2 и 4 — «Балахнинская» и «Городецкая»), ООО «СитиЛюкс 52» (зона №3 — «Богородская»), ООО «Реал-Кстово» (зона №5 — «Кстовская»), ООО «ЭкоСтандарт» (зона №9 — «Уренская»).
«ОРБ Нижний» — компания, подконтрольная депутату гордумы Нижнего Новгорода Вадиму Агафонову. Его зять — Андрей Шипелов — совместно с «Ростехом» планирует строить в Татарстане мусоросжигательный завод. Московское ООО «МСК-НТ» контролирует бизнесмен Игорь Черемской. Спустя 7 месяцев после регистрации, в ноябре 2013 года, компания получила два пятнадцатилетних контракта на вывоз бытовых отходов из Юго-Восточного и Зеленоградского округов Москвы. Их общая сумма — 21,4 миллиарда рублей. По данным издания РБК, Черемской — бизнес-партнер московского ресторатора Александра Дворкина.
Местные «СитиЛюкс 52» и «Нижэкология-НН» — местные компании, принадлежащие бывшим коммунальщикам из Нижнего Новгорода. «Уставник» первой компании — экс-директор обанкротившейся аварийно-диспетчерской службы Приокского района Андрей Товт, второй — бывший глава ДУК Московского района Евгений Разживин. Последнего сняли с должности из-за невыполненного в срок ремонта крыш. Региональный оператор «Реал-Кстово» — часть областной группы компаний ЗАО «Реал-Инвест». В нее также входят сеть АЗС, завод по производству газгольдеров и другие активы. ГК подконтрольна предпринимателю Льву Тарабарину, а «Реал-Кстово» — его дочери — Алине Тарабариной и Юнне Волковой.
70% нижегородского ЗАО «Управление отходами-НН» принадлежит АО «Управление отходами», 30% — ООО «Промресурс». Один из акционеров «Управления отходами» — первый заместитель гендиректора по стратегическому развитию ЗАО «Лидер» Юрий Сизов. «Лидер» — компания, управляющая активами пенсионного фонда.
По данным ИА «Волга-Каспий», «Лидер», через связанные с принадлежащими Сизову компании активно заключает концессионные договора на управление городской инфраструктурой, в частности, водоканалом. По мнению издания, холдинг планирует контролировать все отрасли коммунального хозяйства в Волгограде. Акционеры «Лидера» — «Газпромбанк», НПФ «Газфонд», ПАО «Газпром» и «Внешэкономбанк». Генеральный директор «Лидера» — Анатолий Гавриленко-младший. Его отец — основатель брокерской группы «Алор». В финансовых кругах Гавриленко-старшего называют «папой».
Еще один выбранный регоператор — ООО «ЭкоСтандарт», подконтрольная санкт-петербургскому предпринимателю Александру Сальнову. Часть компаний, в которых он является «уставником», входит в российский холдинг «Мехуборка». Он работает в 7 регионах России, в том числе — и в Татарстане. Так, в 2015 году «Мехуборка» и ее стратегический партнер — ЗАО «Алор Инвест» Александра Гавриленко-старшего предложили Татарстану проект мусороперерабатывающего комплекса. Предприятие в республике так и не построили. Анонс проекта породил протесты населения, а местный бизнесмен использовал их для политической борьбы с главой района.
Антимонопольщики были против
Правительство региона пыталось ввести схему, которая предусматривала территориальное деление Нижегородской области с закреплением зон по вывозу мусора за конкретным полигоном, еще до введения понятия «региональный оператор».
Так, в июне 2015 году правительство издало постановление №393, которое утвердило транспортировку мусора на полигоны с соблюдением соответствующей зоны обслуживания: за каждым населенным пунктом закреплялся свой полигон. Областное УФАС посчитало это постановление нарушающим закон «О защите конкуренции». Но позже – в январе 2016 года – правительство издало аналогичное постановление №21. По данному факту в 2017 году УФАС снова возбудило дело, считая, что правительство области этим документом ограничивает право мусоровывозящей компании выбирать полигон для размещения отходов, а, следовательно, и стоимость услуг полигона.
В мае 2017 года УФАС признало облправительство нарушившим закон и выдало предписание отменить либо внести изменения в спорный пункт постановления №21, регламентирующего порядок организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО. Правительство пыталось оспорить решение УФАСа в суде, но в мае 2017 года первая инстанция арбитражного суда оставила решение антимонопольного органа в силе. Тогда в июле 2017 года облправительство исполнило предписание УФАС: в постановлении был отменен спорный пункт, и мусоровывозящие компании уже не были обязаны придерживаться закрепленной схемы вывоза отходов.
В октябре 2017 года и апелляционная инстанция арбитражного суда оставили решение антимонопольного органа без изменения. Данное постановление нарушало закон, поскольку еще не был введен институт регионального оператора по сбору и вывозу мусора. Сейчас алгоритм функционирования рынка изменился: фактически уже завершены торги на выбор региональных операторов и предусмотрена схема территориального деления конкретной территории за конкретным полигоном. Конкурсные отборы региональных операторов по обращения с ТКО начались в 2017 году.
Недавно УФАС расследовал еще одно крупное «мусорное» дело, связанное с ростом цен на вывоз и утилизацию отходов. В антимонопольное ведомство летом 2016 года обратились ТНС «Белый город», ассоциация предпринимателей в области обращения с отходами и активист проекта «За частные закупки» с жалобой на распоряжение облправительства №349. Этот документ утверждал инвестпрограмму ООО «МАГ Груп» по строительству полигона в Дзержинске и устанавливал надбавку к тарифам на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению ТБО потребителям Нижнего Новгорода (за исключением Сормовского района), Дзержинска в Володарского района.
Инвестиции в проект составляли 4,25 миллиардов рублей, окупить его планировалось за 10 лет. Для этого и вводилась инвестиционная надбавка на 2016-2023 годы, согласно которым тариф на вывоз мусора значительно повышался. Так, в 2016 году услуга по утилизации отходов увеличивалась на 257 рублей до 300 рублей.
В июле 2017 года УФАС признал облправительство нарушившим ч. 1 ст. 15 закона «О защите конкуренции» и выдало предписание отменить распоряжение №349. Правительство оспорило решение антимонопольщиков в суде. В декабре 2017 года арбитражный суд Нижегородской области признал правоту правительства и отменил решение УФАСа. По мнению суда, антимонопольное управление не выявило товарный рынок и состояние конкуренции на нем, а также не установило, каким образом спорное распоряжение ограничивает конкуренцию. Ряд ТСЖ оспорили это решение суда в апелляционной инстанции, но 2 апреля 2018 года суд отказал им, поскольку заявители не имели права на обжалование судебного акта.
Мусор делится на «официальный» и «неофициальный»
Сейчас, по данным минэкологии, на территории Нижегородской области функционирует 16 объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, и на которых возможно законное размещение мусора. Несмотря на приведение в порядок системы сбора мусора, свалок в Нижегородской области меньше не становится. Если за 2016 год региональное минэкологии выявило 309 несанкционированных свалок, то в 2017 году департамент Росприроднадзора по ПФО отрапортовал о выявлении уже 847 таких свалок.
При этом наблюдается снижение вывоза «официального» мусора. Как сообщили в Нижегородстате, за 2017 год в Нижегородской области было вывезено 6615,6 тысяч кубометров ТКО, в том числе на объекты, используемые для захоронения (полигоны, свалки, как лицензированные, так и нелицензированные) – 6377,3 тысяч кубометров. В 2016 году эти показатели составляли 6911,1 тысяч кубометров и 6731,5 тысяч кубометров. Оставшийся мусор (разница между вывезенным и захороненным) идет на мусоропереработку либо на мусоросжительные заводы. Таким образом, на переработку и сжигание в прошлом году стало идти больше мусора (238,3 тысяч кубометров) по сравнению с 2016-м (179,6 тысяч).