Posted 6 апреля 2018, 10:45
Published 6 апреля 2018, 10:45
Modified 3 ноября 2022, 17:28
Updated 3 ноября 2022, 17:28
Проект «Сити-стрелка» нижегородские власти представили на выставке MIPIM-2007 в Каннах. На слиянии Волги и Оки в Нижнем Новгороде планировалось построить 3 миллиона кв. м офисных, гостиничных и торговых площадей. Инвестиции в строительство 24 зданий высотой до 60 этажей оценивались в $4 миллиарда. Назвать так проект решили по подобию известного делового центра мира «Сити» в Лондоне. Проект разработало «НижегородгражданНИИпроект» по инициативе Шанцева. Строительство планировалось начать уже в 2008 году.
Как тогда заявляли в облправительстве, проектом заинтересовались крупные инвесторы из США, но названия возможных компаний не разглашались. В 2007 году планировалось объявить конкурс для инвесторов-застройщиков, которые должны были вложить средства в возведение зданий. Правительство обещало выделить только средства на инфраструктуру.
Строительством должно было заняться ОАО «Развитие Нижегородской области», которое создали в 2006 году правительство области и ООО «Тандем» (владелец – московское ЗАО «Баркли», один из крупных федеральных застройщиков).
Заказчиком проектирования стал департамент градостроительного развития области. Компания не приступила к строительству из-за финансового кризиса. В 2006 году Нижегородская область вышла из состава акционеров, в 2011 году компанию преобразовали в ООО. С 2014 года единственным владельцем компании является Константин Мищенко.
Позже от проекта решили отказаться. В 2012 году было принято решение о строительстве на Стрелке стадиона для проведения чемпионата мира по футболу 2018 году.
Аналогичный крупный проект — Globe Town в Борской пойме – также демонстрировали на MIPIM-2008. На площади более 3 тысяч га планировалось построить около 20 миллионов кв. метров жилых, офисных и гостиничных площадей. Международный комплекс должен был представлять собой три высокие башни, центром этого города должна была стать гигантская сфера с оперным театром, библиотекой и другими культурными заведениями. Примерные сроки строительства — с 2010 по 2030 годы.
Проект разработала итальянская мастерская Dante O.Benini and Partners Architects вместе с «Нижегородкапстроем» (дочернее предприятие Нижегородской области и обанкротившимся застройщиком СУ-155). Для реализации проекта предполагалось привлечь около 800 миллиардов рублей частных инвестиций.
На выставке в Каннах, где был представлен Globe Town, как и в случае с «Сити-стрелкой», не было подписано никаких соглашений с инвесторами. Строительство «чудо-города» затрудняло подтопление этой зоны Волгой, особенно на фоне постоянно муссируемых разговоров о подъеме Чебоксарского водохранилища. Чтобы избежать подтопления, нужно насыпать в Борской пойме не менее 8 метров грунта.
В 2013 году Шанцев заявил, что правительство не отказывается от реализации проекта. Но для этого, по его словам, нужно подготовить площадку с коммуникациями и транспортной развязкой, в том числе — мост через Волгу.
Мост через Волгу, который соединит Нижний Новгород и Бор, планировалось возвести в слободе Подновье (входит в состав Нижегородского района Нижнего Новгорода) еще с 2007 года. Конструкция должна был соединить казанское направление дороги М7 и трассу Р159. При этом также рассматривалась возможность строительства транспортного тоннеля под Волгой. Но сроки строительства неоднократно переносились из-за отсутствия финансирования.
Стоимость строительства моста в 2008-2009 годах оценивалась в 100 миллиардов рублей. Строить его планировалось в рамках государственно-частного партнерства, а проезд по нему сделать платным. Шанцев и тогда еще глава и Внешэконобанка (ВЭБ) Владимир Дмитриев в 2011 году подписали соглашение о строительстве моста. Планировалось, что ВЭБ разработает концепцию инвестпроекта и подготовит документы для проведения конкурса по выбору инвестора.
В мае 2014 года правительство области и «Федеральный центр проектного финансирования» (входит в группу ВЭБ) подписали соглашение по формированию инвестсоглашения по проекту строительства этого моста. По словам Шанцева, мост должен был быть завершен к 2017 году.
Концессионное соглашение по проекту предполагало проведение международного конкурса с привлечением западных инвесторов и кредитных ресурсов западных банков. Однако проект заглох осенью 2014 года на стадии спроектированного моста и прохождения госэкспертизы после введения европейских санкций против России. В облправительстве тогда заявили, что речь идет не об отказе от проекта, а об изменении сроков его реализации.
Новый министр транспорта и автодорог области Вадим Власов уже в марте этого года сообщил, что данный проект в настоящее время не рассматривается ни на региональном, ни на федеральном уровнях и назвал окупаемость моста «нереальной».
После запуска канатной дороги через Волгу между Нижним Новгородом и Бором правительство Нижегородской области решило выполнить аналогичный проект через Оку в областном центре. При этом планировалось сделать целых три «канатки»: Стадион (от Похвалинского съезда до стадиона «Нижний Новгород»), Заречная (от станции метро «Заречная» до пр. Гагарина), Автозавод (от Автозавода до автовокзала Щербинки).
Как и все грандиозные проекты, правительство региона презентовало его на выставке MIPIM-2013 в марте 2013 года. Тогда облправительство подписало соглашение о сотрудничестве с французской компанией POMA, которая и построила «канатку» через Волгу. Ориентировочная стоимость трех новых канатных дорог оценивалась в 3,3 миллиарда рублей. Однако в связи с изменившейся финансовой ситуацией, инвестор отложил реализацию проекта, сообщили в министерстве транспорта области.
Около двух лет Шанцев лоббировал через Росатом проект строительстве АЭС на севере Нижегородской области, и в апреле 2007 года подписал с главой Росатома Сергеем Кириенко соглашение о сотрудничестве по поводу строительства станции. Изначально АЭС хотели строить в Уренском районе, но в итоге остановились на Навашинском: выбор был обусловлен близостью железной дороги, Оки и готовых сетей, которые удешевляли проект.
В 2008 году Шанцев подписал с гендиректором «Концерна Росэнергоатом» Сергеем Обозовым декларацию о намерениях инвестировать в строительство АЭС. А в 2011 году президент Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве АЭС с двумя энергоблоками. Их суммарная мощность должна составить 2340 МВт.
Первоначально первый блок Навашинской АЭС предполагалось ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй – в 2021 году.В апреле 2012 года президент «Нижегородской инжиниринговой компании «Атомэнергопроект» (НИАЭП, сейчас «Инжиниринговая компания АСЭ», компания-генеральный проектировщик станции) Валерий Лимаренко заявил, что в активную фазу строительства АЭС перейдет в конце 2014 года. НИАЭП планировала разработать документацию и подготовить инженерные сети с 2013 по 2015 годы.
Однако в ноябре 2012 года «Росатом» задержал работы в Нижегородской области из-за возведения замещающих мощностей для Ленинградской и Курской АЭС. В декабре 2013 года экс-министр ЖКХ и ТКЭ Нижегородской области Валерий Ульянов сообщил о переносе ввода энергоблоков. Ввод первого блока АЭС перенесли на 2022 год.
В начале 2015 года коллегия Счетной палаты РФ сообщила о риске несоблюдения сроков запуска первого энергоблока Нижегородской АЭС. По данным ведомства, причина заключается в следующем: «Концерн Росэнергоатом» по состоянию на январь 2015 года не начал строить энергоблок. Счетная палата сообщила, что финансирование программы «Росатома» по серийному строительству энергоблоков в периоде с 2009 по 2015 годы снизилось до 941,8 миллиардов рублей или на 18,4%. Бюджетное финансирование уменьшилось на 30% — до 424,6 миллиардов рублей.
Распоряжением правительства РФ в 2016 году сроки вводы были перенесены на 2030 год, при этом их планируемая мощность увеличилась до 2510 МВт. В июне 2017 году также указанию правительства РФ сроки ввода реакторов перенесли на 2031-2035 годы.