Posted 14 февраля 2018, 09:56
Published 14 февраля 2018, 09:56
Modified 3 ноября 2022, 17:55
Updated 3 ноября 2022, 17:55
Казанская икона Божией Матери является одной из самых почитаемых чудотворных икон Богородицы. Впоследствии у иконы появилось множество списков, а местонахождение оригинала до сих пор доподлинно неизвестно.
Казанская икона является сокращенным вариантом Одигитрии – самого распространенного типа изображения Богородицы. Икона представляет из себя образ маленького Иисуса Христа, который сидит на руках у Богородицы, держа в руке свиток или книгу, а другой рукой благословляя. Богородица же обычно представлена по пояс, но в казанской версии она написана оплечно и с небольшим наклоном головы к маленькому Христу. Их взгляды направлены строго на молящегося.
Образ явился в Казани после крупного пожара в Кремле в 1579 году. По преданию, маленькой девочке приснилась Богородица и повелела искать икону на пепелище одного из домов. Позже на этом месте на глубине один метр и нашли икону, которая была завернута в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна.
На месте, где нашли икону, впоследствии построили Богородицкий девичий монастырь. Ее первой монахиней стала Матрона. В это же время первый список с Казанской иконы отправили Ивану Грозному в Москву. История иконы тесно связана с тогдашним митрополитом Казанским Гермогеном. В 1594 году он написал повесть о чудесах, которые начались после появления иконы. Например, во время переноса с места явления в храм двое слепых исцелились.
В 1606 году Гермоген занял пост Патриарха Московского и всея Руси, а через пять лет стал главой патриотического движения. По благословлению патриарха икону Божией Матери, ставшей главной святыней народного ополчения для освобождения столицы от польско-литовской оккупации, перевезли из Казани в Москву.
Есть мнение, что в столице Руси оказалась оригинальная икона, а в Казань отправили список с оригинала. Другие настаивают, что именно в Казани долгое время и хранился оригинал.
Сейчас доподлинно неизвестно, как именно перемещались все копии иконы. Их было много, в том числе ярославская, московская, санкт-петербургская, вязниковская, тобольская и другие. До конца непонятно, была ли икона, украденная в Казани в 1904 году, оригиналом, или же списком.
По официальной версии, в ночь на 29 июня казанский крестьянин Варфоломей Чайкин похитил казанскую икону Божией Матери вместе с образом Спасителя. Обе иконы были украшены окладами и драгоценностями общей стоимостью в 100 тысяч рублей. По словам крестьянина, он продал драгоценности и оклады, а обе иконы сжег, проверяя их «чудотворные свойства», но позже неоднократно менял свои показания.
Есть мнение, что икону никто не уничтожал, а украдена могла быть копия. Представители Казанской епархии не раз рассказывали предание, по которому настоятельница Казанского Богородицкого монастыря, где хранилась икона, на ночь меняла под окладом подлинную икону точным списком. Чайкин же украл копию и позже продал ее старообрядцам. Подлинник же в то время находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, но эксперты не подтверждают подлинность этой иконы.
Более ста лет оригинал официально считается без вести пропавшим. Впоследствии таинственный список, вывезенный купцом Шевлягиным, обнаружили за границей. В конце 20-х годов XX века икону приобрел британский ювелир Норман Вайс, позже он перепродал ее богатому писателю Фредерику Митчелл-Хеджесу. Миллионер в середине 50-х годов открыл доступ к образу Богородицы для верующих, получив известность в среде эмигрантов.
В это время начались споры о том, откуда появилась эта икона. Начали всплывать утверждения о том, что этот образ является оригиналом, который пропал из Казани в начале XX века.
Тем временем, икона продолжала путешествие по миру, оказавшись в 1964 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а через шесть лет русские католики выкупили образ и поместили его в специально построенную для нее церковь. В начале 90-х годов икона оказалась в личных покоях папы Иоанна Павла II.
На рубеже веков пошли активные разговоры о возвращении образа. Главной проблемой являлось то, что Русская православная церковь была против приезда Иоанна Павла II в Россию, а сам глава католической церкви хотел использовать передачу иконы, как предлог приезда в Москву.
В 2003 году эксперты, направленные министерством культуры России, признали, что эта икона является списком XVIII века, а стиль написания относится к традициям Поволжья. Идею о возвращении иконы в Казань поддержали первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев и мэр Казань Камиль Исхаков. Взамен Шаймиев пообещал построить в городе католический храм.
Долго решался вопрос о том, как же передать икону Казани. Исхаков искал различные варианты для возвращения иконы. Один из них заключался в том, чтобы Иоанн Павел II приземлился в Казани, но не выходил из самолета, де-юре находясь на территории Ватикана. РПЦ не устраивал даже такой вариант – там были категорически против появления Папы Римского в России.
При этом церковь также была недовольна и тем, что власти Татарстана слишком усердствуют, а самого мэра Казани обвиняли в провокациях. Исхаков неоднократно встречался с патриархом РПЦ Алексием II, чтобы решить эту проблему. В итоге мэр Казани добился своего.
В августе 2004 года «ватиканский» список казанской иконы Божией Матери привезли в Москву и передали Патриарху Алексию II. В Россию приехал не Папа Римский, а кардинал Вальтер Каспер. После этого логичным шагом было вернуть икону в Казань, но противником этого были некоторые татарстанские организации.
Всетатарский общественный центр (ВТОЦ) выступил с обращением под девизом «Нет символу колониального ига!». Представители центра отмечали, что значение имеет то, что икона связана с завоеванием Казани войском Ивана Грозного. Именно поэтому во ВТОЦ считали, что возвращение иконы в РТ оскорбит «национальное достоинство татар» и «религиозные чувства мусульман».
Позже активисты общественной организации устроили пикет против возвращения казанской иконы Божией Матери в Татарстан. У них были плакаты с надписями «Казань - центр российских мусульман!» и «Казани 1000 лет. Нашему рабству – 452». Они призывали президента России Владимира Путина вернуть татарам право на самоопределение.
Примерно в этом же время ВТОЦ обратился к Папе Иоанну Павлу II с открытым письмом. В нем говорилось, что вокруг списка раздувают «сомнительные страсти», а саму икону назвали «символом порабощения, колониального угнетения и унижения татарского народа». Авторы письма заявили, что «под иго Москвы» попали украинцы, поляки и литовцы. Благодаря этому письму представители центра хотели убедить Папу Римского оставить икону себе.
Против возвращения казанской иконы Божией Матери активисты ВТОЦ проводили различные круглые столы. Главным аргументом было возможное «разрушение межконфессионального мира» в Татарстане. Позже ВТОЦ требовал отставки председателя Казанского горсовета Людмилы Андреевой и мэра Казани Камиля Исхакова, с которого попытались взыскать деньги за командировки в Ватикан.
В 2005 году образ все-таки оказался в Казани. Несмотря на все попытки предотвратить это, патриарх Алексий II отдал образ Казанской епархии. Икону поместили в Казанской Богородицкий монастырь. В честь возвращения иконы в Казани два раза в год проводят крестные ходы.
Для хранения иконы решили восстановить Крестовоздвиженский собор. Основная часть работ была завершена компанией НПО «Космос» весной 2006 года. Реконструкция обошлась в 55 миллионов рублей. Рестовраторы из этой суммы в итоге получили только 10 миллионов, а через два года обратились в суд с иском против мэрии Казани.
За те годы успели набежать и проценты – 12 миллионов. В мэрии обжаловать иск не стали, но денег также не выплатили, поэтому компания «Космос» снова обратилась в суд – на этот раз против исполкома города. В итоге суд обязал-таки исполком Казани выплатить компании положенные ей деньги.
В конце 2006 года пошли первые серьезные разговоры о том, что в Казани могут построить паломнический центр на месте обретения иконы, в женском Богородицкого монастыря. Тогда в планы входило реконструировать территорию, на которой оставались некоторые старинные здания, и даже построить гостиницу для паломников. В Казани хотели сделать центр по примеру португальской Фатимы и французского Лурда.
Несмотря на амбициозные планы, к началу 2018 года ведется только строительство собора Казанской иконы Божией Матери, который должен был стать главной составляющей паломнического центра, и восстановление пещерного храма. Мероприятие по закладке камня на месте строительства прошло только летом 2016 года, а для этого в Казани впервые приехал патриарх Кирилл.
Весной 2016 года Казанская епархия хотела отправить в Казахстан икону, которая находится в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище. Группа верующих тут же начала протестовать против этого решения. Согласно поверью, если икона покинет Казань, то город постигнут несчастья. В самой епархии считали, что протесты не имеют особого значения.
Несмотря на негодования и митинги икона все-таки отправилась в турне по Казахстану. Образ тогда впервые за 400 лет покинул Казань и вернулся спустя три недели после отъезда.