Лень, ожирение и ГМО

6 февраля 2018, 17:28
Здравствуйте, меня зовут Алёна Глазкова. Я родилась и выросла в России. Работала корреспондентом NewsNN. В прошлом году временно переехала в США, штат Флорида. На этой неделе я расскажу вам о продуктовых магазинах и особенностях американских продуктов.

В США формально есть всего несколько видов магазинов, в которых можно купить еду. Первый тип — супермаркеты, вроде наших «Ашанов» или «Карусели». Они специализируются на продуктах, но в них также можно приобрести «товары для дома», лекарства без рецепта, предметы для личной гигиены и даже одежду. Самые известные сети — Kroger, Walmart, Publix.

Второй тип — магазины оптовой торговли типа Costco. Там вы можете купить все тоже самое, но оптом.

Третий тип — национальные магазины. В Америке есть русские, индийские, китайские и другие небольшие магазинчики, где можно приобрести национальную еду. Их немного — бывает, что работает два-три на крупный город. Однако именно в них зачастую отвариваются иммигранты и эмигранты, которые скучают по Родине. Лично я отправляюсь в такой магазин, когда хочется вновь ощутить вкус ржаного хлеба, пельменей, копченой скумбрии, соленой икры и, конечно же, кисломолочных продуктов. Кисломолочку, на самом деле, можно купить и в рядовом супермаркете, но по вкусу и качеству это совсем не то. А вот сгущенка, соленья и чай в каком-нибудь Publix ничем не отличаются от наших.

Четвёртый тип — фермерские рынки. С российскими они разнятся только тем, что работают исключительно в выходные дни (как правило, в субботу).

Еду в Америке покупают и в «непрофильных» торговых точках. Вы найдёте продукты в хозяйственных гипермаркетах типа Target, в аптеках (самая крупная и известная сеть в Америке — CVS) и на заправках. Выбор в гипермаркете будет гораздо меньше, чем в супермаркете, но все равно достаточный, чтобы семье закупиться продуктами на неделю. В аптеке или на заправках в основном, как в России, продаются сладости и напитки, но разнообразие их вас просто шокирует. Кроме того, нередко там можно приобрести полуфабрикаты, за которыми россияне обычно бегают в ближайший «продуктовый». Видимо, американские маркетологи считают, что «размывая» специализацию торговых точек, они продают больше товаров. Справедлива ли их теория — известно только владельцам сетей.

Вообще маркетологи делают все, чтобы жители США не вылезали из магазинов. Согласно данным creditdonkey.com, большинство американцев (83%) более 2 раз в неделю ходят за продуктами в ближайший супермаркет. Там они блуждают несколько часов (в среднем), выбирая из продукции множества видов и сортов, упаковок различного размера, объема и типа, а также полуфабрикатов разной степени готовности. Более 40% потребителей посещают больше одного магазина, чтобы купить все необходимое.

Выбор в супермаркетах огромен. Например, конкретно во Флориде обилие ГМО-продукции позволяет снабжать торговые сети любыми фруктами, вне зависимости от сезона. Арбузы, дыни, мандарины и хурму я вижу на прилавках круглый год. Не всегда такие фрукты сохраняют свой естественный вкус, зато вид у них обязательно идеальный: никаких помятых «бочков», гнили или признаков перезрелости. Компании-монополисты также активно создают искусственное разнообразие, предлагая одни и те же продукты с разными начинками, добавками и ингредиентами. К примеру, сливочное масло тут бывает сладкое, соленое, без соли или вообще — без масла. Молоко размешивают обязательно с водой в разных пропорциях. А еще можно найти еду для людей с различной диетой или аллергиями. Лично видела на полках абсурдные продукты вроде «яиц для вегетарианцев».

Что касается упаковок, то тут они есть на любой вкус. Единственное, за что хочу похвалить маркетологов, — если они упаковывают, то делают это крайне практично. Популярен вакуум, дополнительные плёнки и, что самое удобное, пакеты, которые можно повторно закрывать, восстанавливая герметичность упаковки. Благодаря подобным ухищрениям, продукты хранятся дома намного дольше.

В то же время фрукты и овощи можно купить без упаковки и по одной штуке. На каждый плод сотрудники магазина обязательно клеят штрих-код.

Ещё одна особенность американских супермаркетов — многообразие полуфабрикатов. Как правило, в каждом магазине есть по пять-шесть холодильников с продукцией, которая предназначена только для разогрева в микроволновке. Также вы можете купить сырое мясо в специях/зелени/овощах, которое будете затем готовить самостоятельно по рецепту на этикетке. Подобная продукция называется «ready to cook», и создается сотрудниками супермаркета. Кроме того, многие продукты продаются здесь в нарезанном, натёртом или иначе обработанном виде. Купил себе натёртый сыр — и сэкономил 5 минут работы на кухне. Ленивые американские хозяйки одобряют.

В целом, в США продукты дороже, чем в России. Например, хлеб стоит $1,6 (89,5 рублей). Молоко — $4, 5 (255 рублей). Килограмм картошки — $3 (169 рублей), упаковка яиц - $5 (281 рубль). Все цены указаны, естественно, без налогов, так что в чеке стоимость каждого продукта вырастет на 8-10%.

Но средний американец не ропщет. По данным маркетингового агентства FMI, он оставляет в месяц в супермаркетах всего 5,5 % своего дохода и тратит в среднем $102 за один поход в магазин. Сэкономить помогает и то, что торговые сети щедры на скидки, акции и подарочные карты.

Беда только в том, что 25% всех покупок американца — готовая еда для микроволновок (которую производители пичкают самыми сомнительными добавками) и сладости. Подобная пища вкупе с малоподвижным образом жизни приводит к ожирению. По данным издания The Trumpet, в 2017 году диагноз «ожирение» ставят каждому третьему жителю страны. Лишний вес имеют уже более 78 млн человек.

Проблема ожирения возникла в США еще в 1960-е годы, и становится все масштабнее. Во многом это происходит как раз из-за маркетинговых уловок: производители еды теперь делают вид, что заботятся о здоровье покупателей и производят натуральную или низкокалорийную продукцию. Привычная Coca-Cola сменяется на полках новой Coca-Cola Zero, вместо ГМО появляются дорогое organic-мясо, вместо масла, наоборот, полезные химические заменители и т.п. Но потом выясняется, что Coca-Cola Zero не менее вредна, чем обычная. А все «органические» новинки выращены на пестицидах или содержат вредные нитраты, сообщает takepart.com. К тому же, в Америке продолжают щедро сыпать в продукты такой наркотик, как сахар. За первые месяцы жизни во Флориде я поняла, что почти все виды хлеба и молока здесь сладкие. Местные маркетологи считают, что, подсев на «сладенькое», потребители вскоре захотят повторить покупку.

В итоге каждый поход в магазин превращается в испытание силы воли — сможет человек устоять перед собственными слабостями и вкусовыми предпочтениями, или вечером заляжет на диван с очередной вредной, но вкусной пиццей? Нам с мужем пока удаётся держать себя в руках. Может потому, что мы из России, где пока еще иная культура потребления.

#Общество #Ирина Шадиева #Новости
Подпишитесь