Структура правительства закладывает основы системного управления - эксперт

16 января 2018, 20:12
Политический обозреватель Александр Суханов, заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Ольга Щетинина и председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области Александр Шаронов прокомментировали новую структуру правительства региона.

По мнению Суханова, структура областного правительства Глебом Никитиным утверждена и подписана. «Я бы сразу отметил главное отличие предложенной структуры в том числе, от многих существующих в других регионах. Структура выстроена по всем канонам теории управления. Это не просто набор квадратиков. Это система управления регионом. Она выстраивается под решение определенных задач. На сегодняшний день – это задачи, сформулированные Никитиным в конце декабря на расширенной встрече с областным активом. Одновременно эта структура предполагает решение одной из ключевых задач предстоящего года – подготовку и проведение чемпионата мира по футболу. Отсюда выделение отдельного направления, определяющего взаимодействие по развитию спорта, культуры и туризма», - отметил эксперт.

Он считает, что обращает на себя внимание и выделение приоритета у первого заместителя – промышленное производство, развитие агробизнеса, предпринимательства. Также в этот блок отнесены ресурсы и их рентабельное использование. Это те сферы, которые создают не только дополнительные рабочие места, но и дополнительную стоимость в процессе производства, а не в процессе распределения бюджетных средств.

Между тем политический обозреватель уверен в то, что структура не ориентирована под конкретных исполнителей. Исполнители будут подбираться под задачи структуры, а не наоборот, как это зачастую бывает. «Именно поэтому, на мой взгляд, назначения производимые врио губернатора кажутся такими неожиданными и малопредсказуемыми. Никитин подбирает людей под функции, которые на сегодняшний день востребованы системой управления», - заключил он.

«Еще одно наблюдение. В прямом подчинении у губернатора только его замы. Он не предполагает работать напрямую с министрами. С министрами работают заместители. И губернатор не может и не должен подменять их в своей работе. Как только губернатор начинает напрямую рулить министрами – происходит сбой системы и в голове у заместителя, и в голове у министра. Включается «ручное» управление и система прекращает работать. В этом случае, замов в принципе можно убирать или оставлять в качестве зиц-председателей. В этом отношении структура, предложенная Никитиным, на мой взгляд, закладывает основы системного управления регионом.

И тогда вопрос о количестве замов перестает быть принципиальным. Согласно опыта лучших образцов управления, руководитель может эффективно и постоянно контактировать с ближним окружением, которое не должно превышать десяти человек. Оптимально 7-8 человек. При меньшем количестве контактов определенные сферы управления исчезнут из поля зрения руководителя. При большем числе заместителей руководитель также теряет возможность вникать в детали руководимого им процесса. Во многих регионах, сопоставимых с нашим, число заместителей руководителей регионов колеблется от 7 до 10 человек, а в некоторых превышает 10 человек», - поделился эксперт.

Суханов подчеркнул, что например, в Свердловской области, в Ростовской области, в Краснодарском крае, в Башкортостане – по 8 заместителей, не считая вице. В Самарской области в структуре 15 заместителей - 1 врио первого вице-губернатора-председателя правительства, 5 врио вице-губернатора, 9 врио замов председателя правительства, в Московской области – 16, два из которых имеют статус вице-губернаторов. При таком формировании структуры и состава правительства персональный его состав оказывается важным только с точки зрения наличия необходимых компетенций. Где и каким образом находит таких людей Никитин, не самое главное. Главное, в какой степени сложится единая команда, способная решать поставленные задачи. А местные это кадры или призванные из других регионов второстепенно. Более того, нередко местнический патриотизм используется как средство политического давления на руководство региона», - заключил он.

Председатель комитета по бюджету и налогам Законодательного собрания Нижегородской области Шаронов рассказал, что глава региона, как и любой руководитель, формирует структуру организации под себя, так, как именно ему удобно. «Лично у меня вызывает сомнение необходимость такого количества заместителей губернатора, но глава региона вправе решать это самостоятельно. Главное, чтобы создаваемая система работала четко, как часы, а все цели, задачи и вопросы, стоящие перед региональным правительством, реализовывались и решались оперативнее. Насколько новая структура регионального правительства эффективна, будем судить по результатам работы», - заверил он.

Что касается объединения в одном блоке минфина, министерства экономического развития и инвестиций, министерства имущественных и земельных отношений, а также министерства информационных технологий и связи, то Шаронов полагает, что это вполне логично. Земля, имущество, коммуникации, налоговые льготы – направления, напрямую связанные с работой с инвесторами, нацеленные на улучшение инвестиционной привлекательности региона.

Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области Щетинина считает, что новая структура правительства демонстрирует четкое понимание приоритетов развития Нижегородской области со стороны главы региона Глеба Никитина. Совсем скоро состоится ЧМ-2018 и с первых дней работы губернатор отметил это направление как одно из самых важных для региона на ближайшее время.

Кроме того, по мнению Щетининой, обращает на себя внимание, что впервые туризм выделен в отдельное структурное подразделение. За последние годы было сделано немало, чтобы туристы приехали в Нижегородскую область. «Нам есть что показать, есть чем удивить: сохраненные народно-художественные промыслы, удивительная природа, богатейшая история Нижегородской земли… Неслучайно турпоток неизменно рос из года в год. Однако здесь есть куда прибавить, особенно с учетом тех перспектив, которые дает ЧМ-2018, юбилей Нижнего Новгорода в 2021 году, 150-летие Максима Горького. Что касается назначения новых членов правительства, то лично для меня приоритетами являются профессиональные и управленческие компетенции, стратегическое видение и умение работать в команде», - заверила она.

Никитин подписал Указ об изменении структуры правительства региона. Об этом он сообщил накануне 15 января 2018 года на еженедельном оперативном совещании структурных подразделений областного правительства.

Новая структура, в частности, предполагает концентрацию в одном блоке под руководством заместителя губернатора подразделений правительства, ответственных за подготовку и проведение в Нижнем Новгороде игр Чемпионата мира по футболу FIFA 2018тм: министерство спорта, министерство культуры, а также департамент туризма и народных промыслов, впервые сформированный как отдельное структурное подразделение. Таким образом, развитие туристического потенциала и необходимой для этого инфраструктуры становится одним из приоритетов в работе правительства не только в преддверии Чемпионата мира по футболу FIFA 2018тм, но и на долгосрочную перспективу.

#Политика #Елена Александрова #Новости
Подпишитесь