Олег Сорокин и его музей-призрак

22 ноября 2017, 09:52
В 2015 году стало известно, что зампред Заксобрания Нижегородской области Олег Сорокин намерен открыть частный музей в особняке по адресу Ильинская, д. 1. Однако когда все-таки состоится открытие, не знают даже сотрудники музея.

Особняк — объект культурного наследия под названием «Торгово-складской корпус Н.Е. Макаровского». О планах Сорокина говорится в документе, опубликованном в декабре 2015 года на сайте правительства Нижегородской области. Приспособление здания под современное использование входит в программу сохранения объекта культурного наследия. Разработчиком проекта является ООО «ИнтерПроф», заказчиком – Сорокин Олег Валентинович.

В декабре 2015 года об акте государственной историко-культурной экспертизы документации на проведение работ по сохранению особняка писал NN.ru. Тогда изданию не удалось оперативно выяснить, является ли заказчиком работ тот самый Сорокин, или же им стал его полный тезка. В пресс-службе ГК «Столица Нижний» изданию отказались давать комментарий касательно ситуации. Компания-девелопер аффилирована с супругой Сорокина — Эладой Нагорной.

По данным Spark-Interfax, в доме №1 по ул. Ильинская с июля 2017 года зарегистрировано ЧУ «Нижегородский частный музей «Охота и искусство». Его генеральный директор — Андрей Калентьев. Он также возглавляет ООО «Шатфорд Н». Эта компания строит в Александровском саду ресторан «Шатфорд». Вырубка деревьев под возведение ресторана обернулась скандалом. Учредители «Шатфорд Н» — Нагорная и депутат областного Заксобрания Феликс Верховодов.

Совладелец ЧУ «Нижегородский частный музей «Охота и искусство» — Сорокин. В конце июля 2017 года музей подал на регистрацию товарного знака. Согласно этим данным, итоговое название заведения — «Охота и искусство». О концепции музея и предполагаемой экспозиции данных в сети нет, эта информация не была анонсирована официально. У заведения отсутствуют сайт и группы в социальных сетях.

По словам градозащитницы Анны Давыдовой, собственником здания также является Сорокин. «Он имеет право использовать функционально это здание так, как ему хочется», — сказала она NewsNN. Официальных данных о том, каким образом Сорокин приобрел в собственность исторический особняк, нет. В комитете по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации Нижнего Новгорода сообщили, что объект недвижимого имущества по адресу Ильинская,1 не числится в реестре муниципальной собственности. Ответ из управления Росреестра по Нижегородской области на момент публикации не поступил.

До 1 сентября 2013 года на ул. Ильинская находился дом №126 — особняк купчихи Гузеевой XIX века постройки. Он находился в границах территории исторического центра. Сначала аффилированная с Нагорной компания ООО «РегионИнвест52» снесла боковую часть дома. После общественного резонанса правительство Нижегородской области отказалось включить особняк в реестр объектов культурного наследия. Затем суд признал документ незаконным. 21 августа 2013 года областной суд вернул постановлению законную силу. А «РегионИнвест52», не теряя времени даром, снес особняк для дальнейшей застройки территории. Сорокин не заинтересовался особняком купчихи Гузеевой как местом размещения частного музея. Здание оказалось ненужным городу: его снесли ради строительства очередного объекта застройщика «Столица Нижний». «РегионИнвест52» аффилирован с учредителями крупнейшего девелопера Нижнего Новгорода.

Дом №1 по ул. Ильинская — отнюдь не заброшенное здание. До 2015 года в нем работали сотрудники различных нижегородских компаний. Корреспондент NewsNN, прибывший к особняку, сообщил, что здание закрыто, в окнах не горит свет, а у подъезда лежат стройматериалы. Собеседник в фирме «ИнтерПроф» сообщил NewsNN, что не знает, на какой стадии находится разработка проекта. Издание направило официальный запрос в «ИнтерПроф». На момент публикации материала ответ не поступил.

В ЧУ «Нижегородский частный музей «Охота и искусство» NewsNN подтвердили, что организация находится в особняке по ул. Ильинская. «У нас ничего нельзя посмотреть. Музей закрыт. Пока не работаем. Когда откроемся, не могу сказать, читайте в интернете», — сообщил сотрудник учреждения. По второму номеру, указанному в базе Spark Interfax, трубку взяла женщина, представившаяся бывшим директором музея «Охота и искусство». О сроках его открытия ей также неизвестно.

Сорокин отказался раскрывать NewsNN дату открытия музея и состав экспозиции. «Вы подаете информацию так, как вам нужно. Я не хочу быть источником того, с чем я не согласен», — заявил Сорокин. Согласовать комментарий перед публикацией зампред областного Заксобрания также отказался. «Нет, я не готов», — сказал он.

В России распространена практика организации частных музеев в исторических зданиях. Осенью 2017 года бывший мэр Архангельска Александр Донской заявил об открытии в казанском здании обанкротившегося «Татфондбанка» музея «Веришь или нет». По словам Донского, обычно для организации музея требуется от полугода до двух лет.

Донской выкупил особняк в центре пешеходной улицы Баумана. В этом здании ему пришлось переделать практически все. «Мы переложили канализацию, провели электрику, сделали зачистку фасадов, внутри помещения убрали перегородки, так как ранее это здание занимал банк», — сообщил он NewsNN. Вывеску «Татфондбанка» с особняка сняли летом 2017 года.

В частных российских музеях демонстрируют не только экспонаты развлекательного характера, как это делает Донской. К примеру, лендлорд Алексей Семин собирает предметы искусства XVI - XIX веков. По состоянию на 2012 год семинское собрание изящных искусств насчитывало порядка 2000 шедевров живописи, единиц антикварной мебели и декоративно-прикладного искусства. В Казани работает Международный институт антиквариата семинской группы ASG с 6 тысячами единицами хранения.

В нижегородских музеях ежегодно выставляются шедевры из частной коллекции предпринимателя Дмитрия Володина. В марте 2017 года в Нижегородском художественном музее (НГХМ) открылась выставка «Старые мастера. Западноевропейский женский портрет XVII-XVIII вв.».

Согласно реестру российского министерства юстиции, ЧУ «Нижегородский частный музей «Охота и искусство» — некоммерческая организация. Юрист межрегионального правового центра «Защита» Родион Железнов пояснил NewsNN, что некоммерческие организации в некоторых случаях создаются для обналичивания денег.

«Обналичка происходит следующим образом: в некоммерческую организацию поступают денежные средства от, например, какого-то благотворителя. Позже создаются «мертвые души». И им в качестве помощи предоставляются безналоговые денежные средства. Все достаточно просто и красиво», — сказал Железнов.

По его словам, хоть некоммерческая организация и не создана для получения прибыли, но она рассчитана на извлечение этой прибыли. «Соответственно, берутся членские взносы. Например, вместо приобретения товаров указывается какой-то членский взнос. Поэтому никаких налогов у организации нет. Единственное, что не могут делать некоммерческие организации – заниматься деятельностью, которая вне их некоммерческой идеи. В рамках основной деятельности они прямые услуги оформляют как членский или благотворительный взнос», — добавил юрист.

#Город #Дело Сорокина #Диана Самохина #Новости
Подпишитесь