Иностранный туризм в Нижнем Новгороде развит слабо - эксперты

10 августа 2017, 06:03
В отличие от столичных городов и городов «Золотого кольца» России Нижний Новгород за границей известен крайне мало, хотя в регионе есть на что посмотреть. Поток туристов в Нижегородскую область растет с каждым годом, но доля иностранцев не увеличивается.

Малоразвитой туризм

Рынок въездного туризма в России пока не очень развит. Всего в стране свыше 4,5 тысяч туроператоров. Но компаний, которые серьезно работают с иностранцами в России, пока немного. По-настоящему возят гостей лишь около 3% турфирм.

Генеральный директор «Интурист. Томас Кук» Леонид Мармер говорит, что в России насчитывается около 20 крупных компаний, которые занимаются въездным рынком. «До сотни, наверное, мелких компаний, которые находятся и в регионах России, и на территории больших городов», - полагает эксперт.

Тем не менее, количество иностранцев, которые приезжают к нам отдохнуть, стабильно растет последние три года. Сколько конкретно они тратят в России, сказать точно нельзя. Всемирный совет по туризму и путешествиям, подсчитал, что вся индустрия пополнила в прошлом году экономику России более чем на 1 трлн рублей. Не все участники рынка согласны с таким подсчетом. Точной статистики в отрасли нет. Но примерное распределение этих денег соответствует географической специфике самой большой страны мира.

По мнению председателя ТПП РФ Сергея Катырина, основные препятствия, на которые натыкаются иностранцы – это визовый режим и стоимость билетов. «У нас и то, и другое – не самое, так сказать, выдающееся», - поясняет он.

При этом Москва остается одним из посещаемых иностранцами российских городов.

«Мировые лидеры туризма, люди, которые посмотрели весь мир, они просто в восхищении. Когда они приезжают в Москву, они просто говорят: какая красота, какой восхитительный город», - говорит генеральный директор «АтлантисЛайн», вице-президент Всемирной туристской организации Наталья Андронова.

Нижний без стратегии

По данным министерства культуры Нижегородской области, за 10 лет (с 2005 по 2015 годы), туристский поток в Нижегородскую область вырос в 2 раза: с 505,7 тысяч человек до 1 млн 89 тысяч человек.

По последним оценкам, туристско-экскурсионный поток в регионе в 2016 году составил 1,46 млн человек. За 10 лет, начиная с 2005 года, более чем вдвое вырос туристско-экскурсионный поток в TOП-10 туристских районах региона.

Как отмечают в министерстве, активная маркетинговая политика и развитие туристской инфраструктуры позволили увеличить количество туристов и экскурсантов в Городецком районе с 177 до 462 тысяч человек, в Семеновском районе - с 26 до 95 тысяч человек. В частности, в Городецком районе работает «Город мастеров» - культурный центр в котором туристы знакомятся с историей возникновения народных художественных промыслов и принимают участие в процессе их изготовления: городецкой росписи, древнерусской живописи, гончарного дела, жбанковской свистульки, золотной вышивки, и резьбы по дереву.

В Семенове традиционно каждый год в июне проводится международный фестиваль народных художественных промыслов «Золотая Хохлома», на котором гостей удивляют большими ложками, огромными братинами, семействами матрешек, хохломскими стульями-гигантами и прочими диковинками.

В других районах региона также проводятся постоянные и периодические мероприятий, связанные с национальным колоритом и историей нижегородского края, направленные на развитие туризма в регионе.

По данным Ростуризма, Нижегородская область по итогам 2015 года вошла в ТОП-10 самых популярных туристских дестинаций в России. За последние 5 лет регион поднялся с 11 на 8 место. Но это данные по России. В мире ситуация с популярностью Нижегородской области совсем другая.

Директор нижегородской турфирмы «Спутник» Владимир Пьянов отмечает, что иностранных туристов в Нижегородскую область приезжает крайне мало. В основном, это деловые поездки. «В них иногда включается проживание, экскурсия, трансфер. Но их мало, потому что у таких людей минимальная программа посещения, чисто деловая», - рассказывает он.

По его словам, эта ситуация остается характерной для Нижегородской области в последнее время. За последние годы поток иностранных туристов в Нижегородскую область не увеличился. Совладелец нижегородской гостиницы «Бугров Хостел» Юрий Кузмичев соглашается с Пьяновым.

«Мы не ощутили роста въездного иностранного туризма в Нижнем Новгороде. Я слежу по запросам в интернете и по бронированиям и не вижу всплеска относительно предыдущих лет по поводу приезда иностранных туристов», - рассказывает Кузьмичев.

По его мнению, в рамках фестиваля НХП, который проходит в определенное время в течение нескольких дней, можно привлечь туристов, но глобально, на мировом рынке и Россия, и Нижний Новгород сильно проигрывают. «Нужно понимать, что мы находимся на конкурентном рынке и непонятно, ради чего турист из Европы выберет именно Нижний Новгород? У города нет позиционирования», - отмечает он.

Между тем, с ним не согласен Пьянов. Он считает, что иностранцам есть что показать в Нижегородской области и в Нижнем Новгороде. «У нас великолепный город. Один кремль чего стоит – второй кремль после Москвы по площади и протяженности стен. Опять же 1503 – 1508 года чего стоят! Классный кремль! У нас замечательный город!», - подчеркнул руководитель турфирмы. В качестве одной из проблем въездного туризма эксперты называют отсутствие рекламной стратегии. «Кто будет продвигать туристический потенциал Нижнего Новгорода? У нас же нет никакой рекламы? Где? На выставке в Германии или Англии? Их мы не интересуем», - подчеркивает Пьянов.

Кузьмичев также добавляет, что город не занимается продвижением себя как туристического центра на международном рынке. Собеседник агентства считает, что участие в тематических мероприятиях не дает эффекта. В регионе должна быть разработана более серьезная программа и стратегия. Он отметил, что для 2015 году Казань потратила на продвижение туристического бренда Татарстана на российском международном рынке 170 млн рублей.

«Официальной цифры, сколько потратил Нижний Новгород, нет, но, по сведениям, - около 3 млн рублей, то есть в 60 раз меньше. Поэтому Татарстан и получил поток туристов в разы больше. Конечно, в Казани другие центры притяжения – они проводят очень много спортивных соревнований, но в свое время там вложили средства в инфраструктуру для туристов и сейчас эти вложения дают результат. Это значит, что в свое время, в Казани нашлись люди, готовые развивать туризм вместе с властью. И у нас бизнес готов вместе с властью развивать туризм, строить гостиницы, проводить мероприятия, но власть нас не слышит»», - сказал Кузьмичев.

Китайцы впереди

За последние 3 года на 1 место среди въезжающих в Россию вырвались туристы из Китая. В 2016 году их было 890 тысяч человек, прогноз на нынешний год – более миллиона. Во многом это произошло благодаря упрощению визовых процедур для граждан КНР.

Теперь для получения разрешения на въезд китайской туркомпании достаточно за 5 рабочих дней до вылета подать список группы в российское консульство. Иероглифы на ценниках рыбных и ювелирных магазинов сегодня можно увидеть и во Владивостоке, и в центре Москвы.

В отрасли считают, что поток туристов из Китая будет расти по объективной причине увеличения благосостояния восточного соседа. Впрочем, возможности для развития существуют не только на Востоке. Несколько лет назад Российский союз туриндустрии и ТПП добились изменений в законе о въезде для пассажиров круизных судов. Теперь туристы с паромов и лайнеров могут сойти на российский берег без виз на 72 часа. Больше всех от этого выиграла северная столица.

«То, что мы сделали такой безвизовый режим для круизных лайнеров - увеличило поток туристический сразу на полмиллиона человек, - отмечает Катырин. - Но это было в прошлом сезоне. Я думаю, что в этом сезоне будут гораздо большие цифры».

Впрочем, одного лишь упрощения визового режима для увеличения количества туристов недостаточно. «У России – огромный нереализованный потенциал для привлечения активных путешественников», – считает Хелен Кларк, которая работала премьер-министром Новой Зеландии с 1999 по 2008 годы. За это время страна увеличила приток туристов более чем на 30%. Сейчас на 4 млн жителей Новой Зеландии приходится почти 4 млн иностранных гостей ежегодно. Выйдя в отставку, Кларк сама занялась активными путешествиями. В этом году вместе с мужем они проехали по Транссибу, от Иркутска до Москвы.

«России совершенно необходимо развивать туризм в регионах. У вас потрясающе красивая страна, - отмечает Кларк. - Надо стимулировать развитие мелких гостиниц, ферм где можно остановиться. В России огромные возможности для организации активного отдыха – горные походы, рафтинг, и многое другое, что обязательно заинтересует молодых путешественников».

Именно такой тип туризма оставляет больше всего денег в местной экономике, уверены российские туркомпании. Однако для привлечения гостей информации о нашей стране за рубежом не хватает.

Поэтому два года назад Россия стала открывать национальные туристические офисы. Проект назвали VisitRussia. Сегодня работают уже 13 таких центров. Это результат государственно-частного партнерства. И инвестиции окупаются.

Еще один способ привлечения путешественников и увеличения выручки – система «такс фри», то есть возврат налога на добавленную стоимость при выезде из страны. Метод доказал свою эффективность, есть шанс, что он появится и в России. Сначала - в Москве, Санкт-Петербурге и Сочи.

«Сейчас у нас в таком пилотном режиме несколько регионов будут работать, - говорит Катырин. - Но если это получит более широкое распространение, я думаю, что мы и товарооборот здесь можем серьезно нарастить за счет приезжающих туристов».

ЧМ-2018

В следующем году Россия встречает Чемпионат мира по футболу (ЧМ-2018), и иностранных гостей будет ощутимо больше.

По оценке нижегородского минкультуры, в период проведения чемпионата общее количество гостей в области прогнозируется на уровне 150-200 тысяч человек.

Кузьмичев не исключает, что это событие может стать мотивацией для развития иностранного туризма в Нижегородской области. При этом он подчеркивает, что нельзя проводить эксперимент на болельщиках – туристические программы должны быть отработаны до ЧМ.

По мнению Хелен Кларк, чтобы иностранцы увезли хорошие впечатления и посоветовали друзьям поездку в России, необходимо развивать понятную навигацию на английском языке.

«Человек не может выучить новый язык перед поездкой, тем более с другим алфавитом, - поясняет она. - Мои рекомендации мэриям городов, где пройдет чемпионат – сделать понятные надписи на английском. Люди приедут с большими ожиданиями, для многих это будет первый визит в Россию. Сделайте их передвижение по городам настолько легким, насколько это возможно».

С ней соглашается Кузьмичев. «В Нижнем Новгороде нет никакой навигации на иностранных языках. Кроме того, ни в такси, ни в полиции, ни на железнодорожном вокзале никто не готов разговаривать на иностранном языке. В городе должны быть туристические точки в знаковых местах, которые помогут туристу ориентироваться в новом месте. Также в редких ресторанах есть меню на иностранном языке. Даже в гостиницах не везде есть сотрудники, владеющие английским, так как это не является обязательным условием для работы на ресепшен. В музее тоже нет экскурсоводов и путеводителей на иностранных языках», - сетует он.

По оценкам участников отрасли, чемпионат может привлечь до 1,5 миллионов иностранных болельщиков. Это станет настоящим стресс-тестом для российских гостиниц, аэропортов и ресторанов. И если отечественная инфраструктура пройдет испытание успешно – у въездного туризма появится новый бизнес-вектор.