Законопроектом предлагается внести изменения в статью 103 Воздушного кодекса Российской Федерации в части установления возможности исключения из договора воздушной перевозки условия о наличии нормы провоза пассажиром багажа без взимания дополнительной платы. При этом у пассажира сохраняется право на бесплатную перевозку ручной клади.
В данной связи законопроектом также предусмотрено внесение изменений в приказ Минтранса России в части конкретизации содержания понятий "ручная кладь" и "вещи, находящиеся при пассажире".
В пояснительной записке к законопроекту указано, что, согласно проведенному анализу международной практики воздушных перевозок пассажиров и багажа, существует два подхода установления нормы бесплатного провоза багажа - "piece concept", в рамках которого норма бесплатного провоза багажа пассажиром определяется исходя из количества мест багажа при каждом пассажире, и "weight concept", в рамках которого норма бесплатного провоза багажа не должна превышать определенного веса и зависит от типа воздушного судна.
С целью нивелирования рисков, связанных с применением российскими и иностранными перевозчиками различных подходов к расчету допустимого для бесплатной перевозки количества багажа при пассажире при стыковках рейсов российских перевозчиков с иностранными в рамках единой пассажирской перевозки, законопроектом предлагается установить альтернативные способы определения нормы бесплатного провоза багажа (не менее двух мест либо 10 кг багажа), а также возможность комбинирования данных способов.
Кроме того, законопроектом предусмотрено право перевозчика на расторжение договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке в связи с отказом пассажира оплатить провоз багажа.
Считается, что реализация законопроекта создает условия для формирования и оперирования сегмента низкобюджетных ("low cost") авиакомпаний, а также позволяет авиакомпании формировать более широкую линейку тарифов по перевозке пассажиров за счет предложения различных условий по перевозке багажа пассажира.
Экономия авиакомпании будет связана с частичным отказом от расходов на обеспечение процессов регистрации, обработки, загрузки и выгрузки багажа пассажиров. В настоящее время аэропортами устанавливается тариф за обслуживание пассажиров, который включает, в том числе и обработку багажа. Средний тариф за обслуживание пассажиров в аэропортах Российской Федерации на внутренних воздушных линиях составляет 221 рубль. В среднем до 20% указанного тарифа связано с обработкой багажа.
Закон вступит в силу через 60 дней после дня его официального опубликования.