Это уже не первое изменение сроков ввода реакторов АЭС. Изначально под строительство атомной электростанции в Нижегородской области рассматривались две площадки: в Навашинском районе на месте села Монакова в 23 км от города Мурома, либо в Уренском районе в 20 км юго-западнее города Уреня. В августе 2009 года выбор был сделан в пользу площадки в Hавашинском районе.
9 ноября 2011 года Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве АЭС с двумя энергоблоками. В январе 2011 года федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдала ОАО «Росэнергоатом» лицензию на размещение энергоблоков № 1 и № 2 Нижегородской АЭС. Проектирование станции по плану должно было быть завершено в декабре 2014 года. Получение всех разрешительных документов планировалось в 2017 году, завершение строительства — в 2025 году.
В ноябре 2013 года председатель правительства Дмитрий Медведев утвердил схему территориального планирования РФ в области энергетики до 2030 года.
В документ были включены новые объекты энергетики, строительство которых планируется осуществить до 2030 года, а также расширяемые объекты. В перечень атомных станций вошла Нижегородская АЭС в Навашинском районе. Изначально этой схемой энергореакторы АЭС планировалось ввести до 2025 года мощностью 1150 МВт каждый.
В частности, первый блок Нижегородской АЭС планировалось ввести в эксплуатацию в 2019 году, второй блок — в 2021 году. В декабре 2013 года бывший тогда на посту министр жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области Валерий Ульянов сообщил о переносе сроков ввода энергоблоков.
«Ввод первого блока АЭС перенесен, ориентировочно, на 2022 год. Это произошло в связи с тем, что ресурс по финансированию ряда действующих объектов «Росатом» пересмотрел в пользу повышения надежности действующей части электростанций. Основной упор будет сделан на приведение к соответствующим требованиям действующих частей атомных электростанций, которых у нас на территории России 10 штук», — сказал Ульянов.
Согласно распоряжению правительства РФ от 1 августа 2016 года, в схему были внесены изменения. Так, сроки ввода первого и второго водо-водяных энергетических реакторов АЭС в Навашинском районе были перенесены до 2030 года. Согласно схеме 2016 года, мощность каждого энергоблока составит 1255 МВт. Таким образом, мощность АЭС была увеличена на 9% до 2510 МВт.
В новой схеме от 9 июня 2017 года, установленная мощность осталась на уровне 2510 МВт, а сроки ввода реакторов в эксплуатацию передвигаются на 2031 – 2035 годы.
По словам эколога Асхата Каюмова, из-за постоянных смещений сроков шансы, что нижегородская АЭС будет достроена, ничтожно малы.
«В Генеральной схеме развития энергетики до 2035 года есть 2 варианта: базовый и минимальный. Первый означает планы энергетиков, а второй, то, что возможно будет выполнено. В базовом сценарии мы записаны на 2031 – 2035 годы, то есть это еще 15 лет. Нижегородцы еще на что-то надеются по этому объекту, а в Татарстане уже все свернули, потому что нельзя изменить общую тенденцию. В условиях того, что весь мир идет к сворачиванию ядерной энергетики, попытка нашего Росатома делать вид, что весь мир идет не в ногу, а он один в ногу – малоэффективна. Поэтому, и в этот раз, все просто посмотрели новую схему, почитали и дальше расслабились. Оснований для выхода на улицу с плакатами «Нет АЭС!» – не вижу», - сказал Каюмов.
Депутат Законодательного собрания Нижегородской области Владимир Буланов также скептически относится к тому, что нижегородская АЭС будет построена, при этом парламентарий считает ее необходимой для региона.
«К строительству в 2035 году я отношусь скептически. Там будет уже и новый президент, и новый руководитель Росатома. Значит мы не смогли такую тему пролоббировать для Нижегородской области, ведь последние 10 лет ее представляют нижегородцы. Вечно нижегородцы не будут возглавлять Росатом и понятно, что в 2035 году АЭС никто строить не будет. При этом Нижегородская область была, есть и продолжает оставаться энергодефицитной. Все соседние области энергодостаточные, Казань в том числе. К сожалению, у нас до сих пор самые высокие тарифы на электричество, что сильно мешает привлекать в регион инвесторов, которым нужны мощности и свободное подключение. АЭС — это сегодня самые безопасные технологии. Почему-то половина Европы активно строит атомные станции, а у других «синдром чернобыльской АЭС», хотя на сегодняшний день атомная промышленность ушла далеко в безопасность», - сказал Буланов.
Проект строительства Нижегородской АЭС неоднократно подвергался критике со стороны общественности и экологов. Главной причиной для отмены строительства экологические службы называют расположение Нижегородской области на карстовых породах, подверженных провалам, которые неоднократно происходили в регионе. Один из самых резонансных был зафиксирован 10 апреля 2013 года в рабочем посёлке Бутурлино.
В результате просадки грунта образовалась воронка диаметром 40 м, глубиной до 14 м. Произошло сползание и разрушение 3 зданий.
Еще один провал произошел в селе Чудь в 2 км от места будущего строительства атомной станции в январе 2014 года.
«Я был на месте этого провала, там была огромная дыра. И буквально в двух километрах от него хотят поставить станцию! Если она провалится – это будет еще одна «Фукусима»», - подчеркнул Каюмов.
Он также добавил, что по советским нормативам на карстообразных территориях было запрещено строительство объектов атомной энергетики. «Сейчас этого запрета нет, поэтому формально инициаторы проекта ничего не нарушают. Но это не отменяет проблемы», - сказал Каюмов.
В Нижегородской области в конце 1980-х годов под давлением общественности уже было прекращено строительство Горьковской атомной станции теплоснабжения.
Станция по производству тепловой энергии для обогрева нагорной части Нижнего Новгорода (бывшего Горького) так и не была достроена. Строительство станции велось в 1980-х годах близ деревни Федяково и железнодорожной станции Ройка в Кстовском районе Нижегородской области в нескольких километрах к востоку от городской черты.
Станция строилась по проекту, разработанному ФГУП «Опытно-конструкторское бюро машиностроения» (ОКБМ), согласно которому должна была быть снабжена двумя энергоблоками АСТ-500. Планировалось, что она будет снабжать теплом два микрорайона: Щербинки и Верхние Печёры.
«Грандиозность идеи была в том, чтобы при помощи атомной энергии нагревать воду и обеспечивать горячей водой жителей города. То есть она была нужна не для производства электричества, а для производства горячей воды. Нереальность этого проекта заключается в том, что никто в мире еще этого не делал», - рассказал Каюмов.
К концу 1980-х годов станция была построена на 85 %, но ввиду протестов общественности, завершение строительства станции в после-чернобыльский период стало невозможным, и она была законсервирована.
«Этот проект и умер потому что опасность его реализации реально превышала все экономические обоснования, поэтому шансы возрождения атомной станции теплоснабжения совершенно невероятны», - сказал Каюмов.
В 1991 году станция перешла на баланс Нижегородской области. В 2004 году она управлялась государственным предприятием «Нижегородский производственно-энергетический комплекс» (НПЭК). В 2004 году помещения АСТ сдавались в аренду частным предприятиям, включая ликероводочный завод «РООМ». В апреле 2006 года губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев высказывался в пользу создания теплоэлектростанции на базе корпуса АСТ, но предложение не встретило поддержки руководства ЕЭС России. 3 мая 2006 года губернатором и представителем малайской компании «Танджонг Энерджи» был подписан протокол о намерениях по вопросам строительства ТЭЦ на базе недостроенной горьковской АСТ.