Posted 20 июня 2017, 14:58
Published 20 июня 2017, 14:58
Modified 3 ноября 2022, 17:18
Updated 3 ноября 2022, 17:18
Оказалось, что нижегородцы по сравнению с 2015 годом снизили существенно расходы на образование (в процентном соотношении на 25%), здравоохранение (на 21%) и кафе с гостиницами (на 30%). Также снизились расходы на одежду, на покупку алкоголя, табака и на проезд. При этом расходы на отдых почти не изменились – 1420,9 рублей в месяц на человека, а расходы на питание и жилищно-коммунальные услуги выросли.
Эксперты объяснили причины такого перераспределения доходов.
Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман говорит, что потребительское поведение нижегородцев, как и в целом по России, за последние годы приняло обычный для кризисов экономно-сберегательный характер.
«Это происходит из-за ухудшения материального положения людей, высокой неопределенности будущего, - объясняет он. – По данным Нижегородстата, реальные располагаемые денежные доходы населения Нижегородской области уменьшились на 7,4% в 2016 году».
Доцент факультета социальных наук Высшей школы экономики Ольга Савинская соглашается, что на фоне падения реальных доходов население тратится на самое необходимое (продукты), и ищет способы сэкономить на услугах и товарах «второго уровня» - а это и образование, и здравоохранение, и кафе-гостиницы.
По словам Гойхмана, на питании, несмотря на экономию, уменьшить расходы не удается: продукты необходимы, а цены на них растут. Аналогичную ситуацию он отмечает с жилищно-коммунальными услугами.
Аналитик говорит, что другие необходимые услуги – медицина и образование - можно получить бесплатно, поэтому люди уменьшают затраты на дополнительное обслуживание.
Савинская полагает, что снижение нижегородцами трат на образование и здравоохранение связано с оставшимися стереотипами советских времен.
«Не смотря на то, что качественные услуги в образовании и здравоохранении давно перешли на платные «рельсы», люди по-прежнему считают, что государство должно предоставить их бесплатно», - объясняет эксперт.
А вот отсутствие снижения трат на отдых, по мнению Савинской, скорее всего, связано с более ранним развитием рынка туризма по сравнению с другими отраслями, и люди не отказываются от привычного отдыха.
По мнению Гойхмана, тенденция сокращения расходов на необходимые услуги имеет негативные последствия на перспективу. «Краткосрочно это ограничивает потребительский спрос, стимулы развития региональной экономики, - предупреждает он. - Но гораздо опаснее долговременные последствия, если процесс продолжится. Ухудшение здоровья и квалификации населения означает потери в возможностях развития области, снижение производительности труда. Кроме того, сегодняшняя экономия приводит к уменьшению инвестиций в социальной сфере. Это подрывает ее совершенствование, модернизацию, воспроизводит ее качественное отставание».