Мишарстан — район нижегородских татар

22 мая 2017, 14:23
Татары, исконно проживающие в Нижегородской области, называются «мишари». Они являются вторым по численности народом в регионе (около 45 тысяч человек).

Татары компактно расселились на юго-востоке области. Центром является село Уразовка Краснооктябрьского района. До 16 века им было запрещено селиться в Нижнем Новгороде. Современные поселения татар на территории Нижегородской области окончательно сформировались в 19 веке.

«Мы татары, но мы – нижегородские татары. У нас целый район – так называемый Мишарстан. Мы всегда защищали нижегородскую губернию ото всех нашествий, в том числе и от татаро-монгольского ига», — сказал председатель Духовного управления мусульман Нижегородской области Гаяз Закиров.

Духовное управление мусульман создали в 1993 году — для комфортного проживания татар, в 2004-м появилась Региональная национально-культурная автономия. Она входит в Федеральную национально-культурную автономию татар, а также взаимодействует с Всемирным конгрессом татар. Организация сотрудничает с правительством Нижегородской области, некоторыми министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований и правительством Республики Татарстан. В октябре 2014 года представительство автономии открылось в селе Уразовка Краснооктябрьского района.

В Краснооктябрьском районе существует 17 татарских поселений, в которых проживают 8250 человек, в Пильнинском — четыре села и одна деревня (3953 человека), в Спасском — четыре села (2130 человек), в Княгининском (420 человек) и Сеченовском (480 человек) районах по одному селу.

На территории Нижегородской области сейчас находится 62 действующие мечети: в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Княгининском, Краснооктябрьском, Пильнинском, Спасском и Сергачском районах. Первая из них — Ярмарочная мечеть — открылась в 1817 году в Нижнем Новгороде. В 1915 году появилась вторая — Соборная, которая действует до сих пор. В основном мечети посещают пожилые люди.

В десяти населенных пунктах Нижегородской области ежегодно проводится Сабантуй. В 2016 году Нижний Новгород принял федеральный Сабантуй. Площадками для праздничных мероприятий стали стадион «Локомотив» и Парк имени 1 мая. Отметим, что столица Татарстана принимала федеральный Сабантуй в 2000 году. В следующий раз его планируется провести в Казани только в 2020-м.

«Федеральный Сабантуй в Нижнем Новгороде провели именно татарстанцы. Оттуда приехало очень много артистов. Республика помогла нам и в финансовом плане. Праздник удался», — вспоминает Закиров.

«На Сабантуях мы всегда организуем выставки татарской национальной одежды и кухни», — сказал Салихжанов. По его словам, в обычный день поесть татарских блюд в городе практически невозможно. «Есть, конечно, пара заведений, но в основном здесь пользуются спросом узбекская и азербайджанская кухни», — добавил он.

Кстати, если говорить о малом и среднем бизнесе, то нижегородские татары, проживающие в селах Краснооктябрьского, Пильнинского, Сергачского и Спасского районов, прославились производством национального деликатеса — конской колбасы или казылык. Это семейный бизнес. Некоторые семьи, имеющие поголовье, сами делают колбасу, а некоторые – нанимают специальные бригады. Продукция реализуется в Казани, Москве, Чебоксарах, Пензе, Перми и, конечно же, в Нижегородской области. Рентабельность составляет 40-60%.

«Конская колбаса — продукция именно нижегородских татар», — отметил Салихжанов. По его словам, технология производства колбасы требует очень тонкого подхода. Например, мясо режется только дольками, из него обязательно убирается весь жир.

Бизнес по производству конской колбасы начал процветать во время перестройки, так как в советское время запрещалось им заниматься. Тогда конскую колбасу делали для себя, не для продажи.

«Татарстанцы говорят, что в Нижегородской области живут очень предприимчивые татары», — отметил Салихжанов.

Представители мишарей говорят о том, что татарам нравится жить на территории Нижегородской области. «Мы на своей земле. Мы здесь родились, выросли, сформировались как личности. Когда мы бываем в Татарстане, мы видим там много прекрасного. Но все-таки здесь наша родина», — подчеркнул Закиров.

Нижегородские татары, пожалуй, единственный этнос, который так ярко выглядит на фоне казанских татар. Множество знаменитых людей являются выходцами из нижегородских татарских сел. Например, герой СССР, контр-адмирал Абдулахат Аббясов родился в селе Мочалей Нижегородской области, известный артист Марат Башаров — потомок выходцев из Краснооктябрьского района, третий муфтий России Абдульвахид Сулейманов вырос в селе Рыбушкино, имамы Соборной мечети Москвы Бадретдин и Сафа Алимовы тоже являются нижегородскими татарами.

«Мы нижегородские татары – мишари – у нас своя история, культура, диалект», — говорит Закиров. По его словам, нижегородские татары перенимают у татарстанцев все, что полезно для региона.

«Отток татар из Нижегородской области происходит за счет деревень, откуда уезжает молодежь. Но они покидают регион не из-за того, что им здесь не нравится, а потому что нет рабочих мест. В основном отток татарской молодежи происходит в Москву», — сказал Салихжанов.

По словам главы автономии татар, в целом, на отношения с областными властями у татар жалоб нет. За последние годы правительство региона поддержало три проекта автономии: областные межнациональные фестивали «Нижегородчина — земля согласия» и «Мосты дружбы», а также межрегиональный фестиваль татарского народного творчества «Милли кой».

«Недавно нас собирал губернатор. Сказал, что нужно реализовывать различные проекты. Обещал финансировать. Это говорит о том, что мы нужны региону», — сказал Салихжанов.

«Главная задача, которая стоит перед нами, – это сохранение татарской культуры и языка», — пояснил Закиров.

Он сказал, что татарам хочется теснее общаться с представителями других национальностей. «Неплохо бы иметь Дом дружбы народов. Сейчас мы ищем для него здание по поручению губернатора. Я уверен, что через год-два он будет создан. Министерство внутренних дел и министерство культуры идут нам навстречу», — добавил исполняющий директор автономии.

Еще одна проблема — закрытие татарских учебных заведений на территории региона. Родители предпочитают отдавать детей в русские школы и вузы. «Пожилое население хочет, чтобы была воскресная татарская школа. Но надо, чтобы в этом были заинтересованы родители. Мы ведь договоримся и о помещениях, и найдем учителей. Было бы желание», — сказал Салихжанов.

В советское время в каждом татарском селе Нижегородской области были национальные школы, где изучали татарский язык, литературу, традиции и обычаи.

«Раньше было стыдно не знать родной язык. А сейчас то, что практически все разговаривают на русском — это нормально», — отметил Закиров.

По его словам, в настоящее время Духовное управление пытается создать высшее татарское учебное заведение — институт при ДУМ. Сейчас тех, у кого есть желание учиться в татарских учебных заведениях, отправляют в Казань.

Глава Татарстана Рустам Минниханов считает, что быть татарином в Татарстане проще, нежели в других регионах. С ним согласен и директор автономии Салихжанов. Однако каких-то отличий жизни татар в Татарстане и Нижегородской области, на его взгляд, не существует. «Мы развиваемся параллельно», — отметил он.

«Мы — титульная нация, мы тысячелетиями живем на этой земле. Разные были периоды, но мы всегда находили возможность сотрудничества с русским народом», — подчеркнул Закиров.

#Дарья Вознесенская #Аналитика
Подпишитесь