Вторник. Вечер. Мы заходим в нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина. Больше сотни зрителей толпятся у гардероба, на лестнице и около входа в зал. Начинают пускать. Нижегородцы бросаются занимать свободные места как можно ближе к сцене. Садимся на третий ряд. Ждем начала.
Последний звонок. Публика затихает. Слышны первые музыкальные переливы из оркестровой ямы. Занавес открывается. Сразу же бросаются в глаза декорации, пестрящие золотым цветом – цветом осени. По разные стороны сцены стоят деревянные дома. В левом живет Жизель со своей матерью. В правом – Альберт. Ничто не предвещает беды. Влюбленные танцуют, веселятся, собирают урожай. Но позже выясняется, что Альберт – не крестьянин, а богатый граф. Он поселяется в деревушке для того, чтобы быть ближе к Жизель, он выдает себя за простого бедняка.
Но лесничий, влюбленный в главную героиню, разоблачает Альберта. Трубит рог. В деревне появляются знатные господа. Стоит обратить внимание на костюмы, на тот контраст, который так различает одежду крестьян и одежду богатых людей. Блеск и шик одежды прекрасной Батильды ослепляет и завораживает. И Жизель вместе со зрителем поражена внешнему виду дамы.
Но все тайное всегда становится явным. Жизель умирает. Занавес закрывается. Зритель в шоке. Позади слышим возмущенные возгласы людей: «А почему она умерла-то», «Что произошло?», «Я ничего не понял». Вот так-то. Это, кстати, отличительная особенность балета. Такого нет нигде. Зритель должен понять происходящее по танцу, по эмоциям, по телодвижениям, а где-то даже по музыке. Это невероятно сложно. И мы лично убедились в этом. Многим, для того, чтобы понять причину гибели Жизели, понадобилось открыть брошюру или страничку в Интернете. На самом деле это плачевно. Это говорит о том, что люди разучились чувствовать, видеть, понимать.
В ожидании второго акта мы отправляемся за кулисы. Все бегают, суетятся, переодеваются, меняют декорации. Ловим художника-постановщика Валентина Федорова, задаем вопрос. «Через призму костюмов я хотел показать различие между крестьянами и знатью. У меня это получилось. Контраст – моя главная цель. Поэтому блеск платьев дворян так силен.Поговорим о втором акте. В центре кладбища, на котором продолжается действие, стоит дерево. Оно олицетворяет девушку, и будто пережило ту же самую трагедию, что и сама Жизель. Именно эту «изюминку» я внес в ночной пейзаж кладбища», - отметил Федоров. Он убегает дальше контролировать процесс смены обстановки.
На встречу нам попадается Татьяна Кайнова – исполнительница главной партии. Балерина делится с журналистами, что спектакль «Жизель» - ее маленькая премьера. «Это не первая моя партия в балете, но первый опыт в роли Жизель. Так что это премьера не только для нижегородцев, но и моя личная», - пояснила Татьяна. Она так же рассказала, что играть Жизель для нее было сложнее в первом акте, нежели чем во втором: «Во втором акте больше нежности, больше чувственности, а в первом – больше технических вариаций».
Постановщики дают последние рекомендации артистам, доделывают последние штрихи в интерьере. Покидаем закулисье, возвращаемся в зал.
Занавес. Обращаем внимание на то, как резко изменились краски. Вместо красно-желтых оттенков осени наблюдаем мрачные черные декорации. Кладбище. Могила юной Жизель окончательно доказывает зрителю, что девушка умерла. Появляются виллисы (души девушек, умерших до свадьбы).
Прекрасная партия. Трогает душу каждая мелочь: белые свадебные платья на юных красавицах, их волшебные танцы, изысканные движения. Они буквально парят по сцене, давая зрителю возможность быть очарованным.
Но ровно через минуту они мстят. Мстят за смерть Жизель. Мстят Гансу, который разоблачил Альберта. Юные красавицы кружат лесничего в танцах и хороводах. Вершится суд. Прекрасный суд.
На кладбище приходит Альберт. Он падает на колени перед могилой девушки. Виллисы и ему сулят смерть, но появляется тень крестьянской дочери. Она не перестала любить Альберта даже после смерти.
Музыка – еще один главный герой в балете. Где-то громкая и интригующая, где-то тихая и умиротворенная. Она живая. Она помогает наблюдающим проникнуть в тот мир, который происходит перед ними на сцене. Дирижер заслуживает миллион похвал. Тишина, царящая в зале во время просмотра, восхитила. Несмотря на то, что он был почти полон. Каждый жил этой историей, каждый переживал за судьбы героев, каждый наслаждался великолепной музыкой. За это стоит хвалить нижегородского зрителя.
Занавес. Зал рукоплещет стоя, люди кричат «Браво!». Руки устают хлопать, но овации не прекращаются. Толпа людей выстраивается в очередь к гримеркам, чтобы выразить слова восхищения труппе.
А мы покидаем театр с чувством эйфории, с чувством благодарности тем, кто вселяет в нас эту любовь к искусству.
Юлия Исаева