Posted 8 марта 2017, 07:00
Published 8 марта 2017, 07:00
Modified 12 ноября 2022, 13:56
Updated 12 ноября 2022, 13:56
Главный архитектор Нижнего Новгорода Виктор Быков рассказал в интервью NewsNN о важнейших направлениях городской градостроительной политики. Мы также поговорили о наиболее проблемных вопросах городской жизни: благоустройстве Стрелки и Нижне-Волжской набережной, восстановлении храмов на территории кремля. В ходе разговора Виктор Филиппович дал свой прогноз по выходу из архитектурного кризиса.
Совсем недавно Законодательное собрание Нижегородской области вернуло муниципалитетам градостроительные полномочия. Каких перемен стоит теперь ждать нижегородцам? Как это отразится на градостроительной политике города?
Передача градостроительных полномочий в 2015 году на областной уровень обернулась для города-миллионника невозможностью влиять на развитие собственных пространств. Это выразилось в отсутствии новых проектов планировок территорий, крайне необходимых для города, и отмене уже подготовленных администрацией Нижнего Новгорода аукционов на развитие застроенных территорий, а также игнорировании мнения муниципалитета по важнейшим градостроительным вопросам. В качестве примера вспомним изменение зеленой зоны на территории Копосовской дубравы на зону жилой застройки. Другой пример – передача участка, зарезервированного в Гордеевском микрорайоне под детсад, для строительства многоэтажного жилого дома.
Сегодня ситуация изменилась, и муниципалитет сам будет определять территории для развития и благоустройства, отвечать за подготовку и утверждение градостроительной документации, своевременную выдачу градпланов и разрешений на строительство объектов.
Одна из задач возглавляемого вами управления заключается в выработке стратегии градостроительной политики города. Как стратегия может повлиять на туристическую привлекательность Нижнего Новгорода?
Наше управление было создано в 2011 году и его работа направлена на сохранение архитектурного облика города, формирование комфортной городской среды, развитие общественных пространств. За эти годы мы подготовили концепции реконструкции и развития набережных рек Волги и Оки, реновации и благоустройства исторических улиц – Рождественской и Ильинской, Александровского сада, возрождения и благоустройства малых рек.
Часть работ уже реализована: реконструирован участок Нижне-Волжской набережной от переулка Казарменного до Георгиевского съезда, улица Рождественская, сквер с памятником Сергию Радонежскому на улице Ильинская. Эти места уже стали любимыми и для горожан, и для гостей нашего прекрасного города. Среди наших первоочередных планов я бы выделил развитие улицы Черниговская и Стрелки. Мы стараемся ориентироваться не столько на туристов, сколько на самих жителей города. Город у нас прекрасный, но пока он, к сожалению, не благоустроен. Решая эту проблему, мы сможем привлечь и гостей.
Что касается Стрелки, то у меня возникает ощущение, что городские власти практически не принимают участия в обсуждении ее дальнейшей судьбы.
Ответственными органами за благоустройство Стрелки являются областное министерство транспорта и автомобильных дорог и департамент градостроительного развития территории Нижегородской области.Не стоит забывать, что у муниципалитета фактически не было градостроительных полномочий – они только начинают к нам возвращаться. Позиция города по развитию Стрелки заключается в создании общественного пространства с сохранением исторического наследия, включая объекты инженерной инфраструктуры (пакгаузы, складские корпуса, краны), а также устройством парка.
К сожалению, из пяти портовых кранов до настоящего времени остался только один - «Деррик», а ведь они могли бы использоваться в качестве экспозиционных объектов и видовых площадок.
Управление главного архитектора предлагает сохранить портовые бомбоубежища, не говоря уже о ценнейших металлических конструкциях пакгаузов, созданные еще в 80-х годах XIX века. Эти объекты инфраструктуры могли бы привлечь на территорию Стрелки горожан и гостей города.
Может быть стоило бы сохранить и советские железобетонные пакгаузы на Стрелке?
Думаю, что и они достойны сохранения. Может быть, они не имеют большой историко-культурной ценности, но это тоже памятник эпохи. Из них можно сделать потрясающие арт-объекты. Спектр использования таких большепролетных сооружений практически безграничен. Вспоминается пример Копенгагена, где в старом портовом складе открылся ресторан, пользующейся большой популярностью у жителей города.
Прошлым летом в конкурсе проектов реконструкции Нижне-Волжской набережной приняли участие известные нижегородские архитекторы и мастерские. Однако в ноябре тендер выиграла небольшая, никому неизвестная компания. Это значит, что конкурс проектов был проведен впустую? Все усилия архитекторов пропали зря?
Этот конкурс идей инициировало именно наше управление. Я очень благодарен тем архитекторам, которые откликнулись тогда на это предложение. Они доказали, что им не безразлична судьба города и его визитной карточки – Нижне-Волжской набережной, которая столько лет находилась в столь депрессивном состоянии. Благодаря им мы получили сценарий развития этого места. У участников конкурса были разные подходы к концепции формирования набережной, однако все они стремились сделать ее привлекательной для нижегородцев.
На основании работ, ставших лидерами конкурса, было сформировано архитектурно-планировочное задание для будущего тендера. То, что произошло далее, грустный факт. Конкурс выиграла строительная фирма, не имеющая в своем портфолио ярких работ. Но надо отметить, что вместе с ней над архитектурно-планировочной частью проекта работает ПТМА Тимофеева. Напомню, что главное – это качественно благоустроить набережную, учитывая пожелания нижегородцев.
Недавно митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий заявил о необходимости восстановления храмов, которые когда-то находились на территории кремля. Как вы отнеслись к этому заявлению?
Основным здесь является вопрос воссоздание бывшего кафедрального Спасо-Преображенского собора. На территории разрушенного собора сейчас находится Дом Советов – памятник исторического и культурного наследия федерального значения. Полагаю, что главный храм Нижегородской области, должен быть восстановлен. Необходимо выполнить градостроительный анализ всей территории Нижегородского кремля, на основе которого будет определено место, где можно построить собор.
На территории кремля в восстановлении нуждаются не только храмы. Как, например, обстоят дела со зданием манежа?
Реставрацию манежа я бы отнес к первоочередным задачам. Полагаю, что к 2018 году сделать это уже не удастся. Манеж нужно восстановить к 2021 году, когда будет праздноваться 800-летие Нижнего Новгорода. А до чемпионата мира по футболу, несколько матчей которого пройдут в нашем городе, максимум усилий нужно сосредоточить на благоустройстве Стрелки и сохранении ее исторических объектов.
Давайте вернемся к вопросу о церковном строительстве. В Нижнем Новгороде выделяются всё новые и новые участки под возведение храмов. Положительная ли это тенденция? Нужны ли городу такие сооружения с точки зрения его украшения?
Церковь – это проводник духовности. Посмотрите на старинные фотографии Нижнего Новгорода – храмов в городе было куда больше, чем сейчас. Думаю, что выше был и общий уровень духовности. Новые церкви и часовни не пустуют, они широко востребованы. Следовательно, строить их, однозначно, нужно. Но необходимо профессионально и грамотно вписывать их в существующую застройку. Строительство храма на том или ином месте должно быть четко обосновано.
В арсенале современных архитекторов имеются самые разнообразные стройматериалы и приемы. Казалось бы, их творчество и фантазию ничто не ограничивает. Но почему тогда появляется так мало ярких и по-настоящему красивых зданий?
Во время расцвета нижегородской архитектуры, пришедшегося на 1990-е годы и первую половину «нулевых», профессия архитектора была востребована. Инвесторы заказывали яркие здания, которые украшали город и создавали их бизнесу положительный имидж. Сегодня большого интереса к архитектуре уже нет. Виной тому, прежде всего, экономический кризис. Инвесторы новые здания стараются строить максимально простыми, с минимумом удобств. При этом используются наиболее дешевые материалы.
Конечно, проекты должны быть более оригинальными и современными. Вообще, архитектура – это зеркало состояния общества. Отсутствие ярких зданий – это верный признак не только экономического спада, но и духовного кризиса. Вот и сейчас на первое место выходит получение максимальной денежной отдачи от построенной площади. Хорошие архитекторы в наше время не востребованы. Они ждут достойных заказов...
Я надеюсь, что вскоре нам удастся выйти из этого «оцепенения»: будем заказывать у наших талантливых архитекторов проекты объектов к 800-летию Нижнего Новгорода, благоустройства парков и городских общественных территорий. Жизнь продолжается...Думаю, что с выходом из экономического кризиса, вернется и интерес к архитектуре.
Сергей Котовский