Posted 4 марта 2017, 06:00

Published 4 марта 2017, 06:00

Modified 12 ноября 2022, 13:56

Updated 12 ноября 2022, 13:56

«Миллиошка»: где обитало нижегородское «дно»

4 марта 2017, 06:00
Исторически Нижний Новгород делился на две части – Верхний и Нижний посад (прошу не путать с нагорной и заречной частями современного города).

В XIX веке вместо понятия «посад» в употребление вошло слово «базар», что, вероятно, связано с развитием торговой отрасли в городе, а также постепенным превращением посадского сословия в мещан и купцов. Верхний базар – нагорная часть города – составлял большую его часть, а Нижний базар протянулся узкой полосой вдоль берега Оки и Волги.

Главной улицей Нижнего базара была Рождественская. В нижегородских путеводителях конца XIX века она называлась улицей труда, денег и капитала. В красивых зданиях, сохранившихся здесь, совершались многомиллионные сделки. Тут располагались банки, рестораны, гостиницы, биржа, конторы страховых обществ... История этой улицы тесно связана с именами знаменитых купеческих династий Бугровых, Блиновых, Башкировых. Но рассказать я хотел о другой части Нижнего базара…

На площади Народного единства (до 2005 года именовалась Скобой) и на Ивановском съезде находилась так называемая «Миллиошка». Это ироническое название родилось, видимо, из-за резкого контраста босых обитателей этого места с богачами, жившими неподалеку. Такой район сформировался благодаря сильному социальному расслоению: одни богатели, другие беднели. При этом вторые служили интересам первых – кто-то должен был работать на причалах. Два мира отделяла друг от друга короткая улочка – Широкая.

Надо отметить, что далеко не всем городам так повезло, как Нижнему. Благодаря фотографу Максиму Дмитриеву мы довольно неплохо можем себе представить, как выглядел наш город в последние десятилетия существования Российской империи. Ни один из его современников не оставил потомкам столь обширного фотоматериала. Недаром Дмитриев считается основателем русского публицистического фоторепортажа.

Фотоработы Максима Дмитриева отличаются большим разнообразием сюжетов. На его фотографиях запечатлены самые разные люди: от царя и губернаторов до босяков. Большой интерес вызывают его снимки, рассказывающие нам о нижегородской бедноте – обитателях ночлежных домов на Нижнем базаре. Очевиден социальный подтекст дмитриевских фотографий, которыми он иллюстрирует жизнь «дна».

Доминирующее место на площади Народного единства занимает так называемая «бугровская ночлежка», построенная в 1883 году по проекту архитектора Фёдора Фалина на деньги купцов-благотворителей Бугровых. Рассчитан этот ночлежный дом был на 500-800 человек, однако набивалось в него гораздо больше народу. Считается, будто «бугровая ночлежка» стала прообразом приюта, описанного Максимом Горьким в пьесе «На дне». Однако данная версия вызывает некоторые сомнения...

Дело в том, что старообрядцы Бугровы были людьми довольно строгих нравов, не допускавших в своих заведениях беспорядка. К примеру, над входом в ночлежный дом висела надпись весьма сурового содержания: «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо». Неподалеку, на улице Кожевенной (бывшей Верхней Живоносновской), располагались ещё несколько приютов, в которых царили более либеральные порядки. Возможно, именно глядя на обитателей этих заведений, писал свое произведение Горький.

Прошло сто лет, ночлежки уступили место хостелам, которых на бывшей территории Нижнего базара сейчас довольно много. Эти недорогие общежития, по-моему, несколько напоминают первые по своей сути – они предназначены для ночлега людей, которые не имеют возможности поселиться в гостинице.

Постараемся нарисовать портрет типичного обитателя «Миллиошки». Босяк, (чаще русской, реже – татарской национальности), промышляющий копеечной торговлей, бурлачеством и даже воровством. Немало среди них было крючников – грузчиков, использующих крюки для переноски тяжестей. Беднейшее население города кормилось в основном за счет сезонных заработков и подаяний. Жителей этих мест нередко называли «золоторотцами» («Золотая рота» – это деклассированные слои общества, опустившиеся люди). К числу развлечений беднейших обитателей Нижнего базара можно отнести кулачные бои и пьянство.

Полиция регулярно проводила в трактирах и ночлежках «Миллиошки» облавы, пытаясь задержать воров-рецидивистов, обитающих среди бедноты. Особенно часто такие рейды совершались накануне больших праздников: Рождества, Пасхи, Троицы.

Но Нижний базар был местом обитания не только грузчиков и жуликов... Об этом сейчас не принято говорить, но все же необходимо упомянуть, что в конце XIX – начале XX веков Нижний Новгород был одним из всероссийских центров проституции. По числу представительниц этой профессии Нижний занимал четвертое место в империи, уступая лишь Санкт-Петербургу, Москве и Варшаве. Особенно большой наплыв «жриц любви» приходился на летнее время, когда город становился местом проведения крупнейшей ярмарки страны. Размах ярмарочной проституции впечатляет: количество только официально зарегистрированных «гетер» исчислялось тысячами. На «Миллиошке» обитали так называемые безбилетные проститутки, нередко становившиеся жертвами уголовного элемента.

Не сложно представить, какие запахи стояли в этих местах. Особенно тяжело дышать здесь было в течение лета. Дело в том, что многие домовладельцы Нижнего базара, экономя на обустройстве ассенизации, по трубам сливали нечистоты прямо в реку.

Облик улицы Кожевенной намного беднее Рождественской: дома здесь имеют более скромные фасады с гораздо меньшим числом архитектурных деталей. В середине XIX века Кожевенная активно начала застраиваться доходными купеческими домами, которые по сей день остаются интереснейшими историко-архитектурными памятниками.

На Кожевенной расположено одно из самых известных зданий, спроектированных первым городским архитектором Георгом Кизеветтером – дом городского головы Фёдора Переплётчикова, построенный в 1838-1840 годах. За данный проект архитектор был удостоен похвалы царя Николая I: «Кизеветтеру объявить Монаршее удовольствие за красоту сего фасада». В конце XIX века этот дом был куплен известным меценатом, будущим городским головой Дмитрием Сироткиным. Тот предложил Максиму Горькому устроить здесь клуб-чайную, прозванную в народе «Столбы». Дело в том, что босяков выгоняли из ночлежек ранним утром. Поскольку на улице было еще темно, то те шли в трактиры, где пили водку и чай. За зиму их долги перед трактирщиками достигали огромных размеров, и бедняки фактически становились рабами, которыми кредиторы могли распоряжаться как им заблагорассудится. Чайная «Столбы», открытая в ноябре 1901 года, стала клубом для обездоленных. Здесь они могли посидеть в тепле, выпить копеечного чая. Для них была организована небольшая библиотека, проводились концерты и литературные чтения. Заведение просуществовало до Октябрьской революции 1917 года.

Справка. Георг Иванович Кизеветтер (1808-1857) — первый городской архитектор Нижнего Новгорода, занимавший этот пост в 1836-1846 годах. По проектам Кизеветтера в Нижнем Новгороде были построены более ста зданий, в основном частных и доходных домов на центральных улицах города. В 1840 году Кизеветтер назначается ярмарочным архитектором. В 1846 году по причине конфликта с властями он был отстранен от должности и вернулся в Петербург. Улица, на которой жил архитектор и в проектировании которой он участвовал (современная улица Фрунзе), долгое время называлась Кизеветтерской (Кизеветтеровской).

«На этой же улице находится гостиница купца Фролова, известная более под названием «полицеймейстерских номеров». Она предпочитается приезжающим купечеством более прочих гостиниц нижегородских. Между нею и Посадским рынком находится Обжорный ряд, в котором по веснам бурлаками и прочим рабочим народом выпивается необъятное количество квасу и съедаются тысячи пудов солонины, печенки, голов говяжьих, сушеного судака и прочего, и прочего», - писал известный нижегородский краевед Николай Храмцовский.

В самом начале улицы Кожевенной, неподалеку от Зачатьевской башни кремля, сохранилось краснокирпичное здание Назарьевского приюта, строительство которого велось в 1902-1906 годах. Инициатива создания церковно-приходского попечительства при церкви Живоносного источника принадлежала нижегородскому епископу Назарию, имя которого впоследствии и получил приют. Первоначально в заведении насчитывалось 30 коек, однако к 1917 году там проживали уже 60 детей, кормильцы которых были призваны на военную службу. В 1918 году все недвижимое имущество Живоносновской церкви, включая здание Назарьевского приюта, было национализировано.

Сейчас по улице Рожественской очень любят прогуливаться нижегородцы и гости города. Она уже стала традиционным местом проведения различных праздничных мероприятий. В этом отношении Кожевенной повезло куда меньше: обшарпанные фасады этой тесной улочки не привлекают туристов, да и самих горожан. Здесь нет ни обустроенных тротуаров, ни лавочек, ни урн для мусора... Думаю, что эта часть культурно-исторического городского пространства достойна лучшей участи. Будем надеяться, что власти и частные инвесторы наконец обратят свои взоры в сторону этой замечательной улицы, вдохнув в нее новую жизнь.

Сергей Котовский

Подпишитесь