При этом Спасская церковь имела все шансы быть разрушенной сразу двумя главными авторитарными режимами XX века: большевизмом и национал-социализмом. Но обо всем по порядку.
Идея строительства храма родилась в городской думе Нижнего Новгорода и была связана с чудесным спасением семьи императора Александра III при крушении поезда на Курско-Харьковско-Азовской железной дороге, вблизи станции Борки, произошедшем 17 октября 1888 года. От рождения идеи до фактического начала строительных работ прошло девять лет. За это время городские купцы и промышленники смогли собрать крупную сумму денег. К моменту закладки храма Царя-Миротворца уже не было в живых, поэтому церковь посвящена не только спасению семьи самодержца, но и ему самому. На сегодняшний день Спасская церковь в Нижнем Новгороде является одним из немногих сохранившихся храмов-памятников, связанных с династией Романовых.
Место постройки храма в конце XIX века было городской окраиной. Удаленность приходских церквей стала причиной возведения новой церкви именно здесь – на Спасской улице (ныне улица Трудовая). В 1898 году городские власти провели конкурс проектов нового храма, на котором были представлены 18 работ. Победителем стал столичный архитектор Александр Кочетов, планировавший создать храм в древнерусском стиле XVII века. В качестве образца он использовал церковь в подмосковном селе Останкино.
Строительство церкви Всемилостивого Спаса началось 7 июня 1899 года и продолжалось четыре года. Главный престол храма был освящен в 1903 году. В том же году на колокольню был поднят последний, самый большой, колокол весом 159 пудов.
Роспись храма была завершена лишь в 1912 году. До 1906 года художественными работами руководил знаменитый русский фотограф, основоположник жанра художественной фотографии Андрей Карелин. Церковь была расписана по картонам русских живописцев: Виктора Васнецова, Ильи Репина, Василия Верещагина, Генриха Семирадского («Христос у Марфы и Марии»), Фёдора Бронникова, Николая Кошелева, Алексея Маркова для храма Христа Спасителя в Москве и Киевского Владимирского собора. Орнаменты выполнены в византийском стиле по эскизам архитектора Александра Кочетова.
Cправка. Картон — это рисунок углем или карандашом, с которого потом пишется картина красками. Первоначально такие рисунки использовались исключительно для фресковой живописи, чтобы переносить контур с бумаги на стены. Законченные картоны часто имеют ценность картин. Известны картоны Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля. Нередко знаменитые художники исполняли картоны для ковров-картин (шпалер). В России по картонам выполнена живопись в Исаакиевском соборе.
Чертежи многоярусного иконостаса были разработаны мастером-резчиком А.А. Кругловым. Иконы изготовлялись в мастерской московского живописца С.Г. Тихонова.
После Октябрьской революции в Спасском храме появился колокол весом более 715 пудов. Скорее всего это был один из колоколов, эвакуированных в Нижний Новгород их русских городов, занятых немецкими войсками во время Первой мировой войны. Однако вскоре храм испытал на себе тяжесть богоборческого режима: в 1922 году из церкви были изъяты три напрестольных серебряных креста.
В 1920-х годах в храме располагалась архиерейская кафедра, возглавляемая митрополитом Сергием (Старогородским) – будущим патриархом. С 1924 по 1926 год владыка числился среди клириков Спасской церкви.
Справка. Патриарх Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский; 1867-1944) – архиерей Русской Православной церкви, богослов. Родился в городе Арзамасе Нижегородской губернии, в семье протоиерея. С декабря 1925 года до конца 1936 года — заместитель Патриаршего местоблюстителя (арестованного митрополита Петра (Полянского), с 1 января 1937 года — Патриарший Местоблюститель, в связи с получением ложного извещения о смерти митрополита Петра. С 12 сентября 1943 года — Патриарх Московский и всея Руси. В мае 1927 года стал на путь вынужденной лояльности политическому режиму СССР, что вызвало весьма противоречивую реакцию в Церкви как в СССР, так и за границей. Фактически руководил РПЦ в 1925-1944 годах.
Спасская церковь была закрыта одной из последних в Горьком – в 1937 году, после ареста оставшихся священнослужителей. Уже в начале 1938 года здание было передано областному Архивному управлению. Был разработан проект переоборудования церкви под архивохранилище. При этом предполагалось, что шатер колокольни и все пять куполов храма будут разобраны. К счастью, этого не случилось.
В годы Великой Отечественной войны на колокольне храма был оборудован пункт противовоздушной обороны. Спасская церковь – единственное сохранившееся здание в историческом центре Нижнего Новгорода, на стенах которого остались следы от немецких бомбардировок. Авианалет, память о котором хранит храм, был совершен 13 ноября 1941 года. Снаряды рвались в непосредственной близости, однако здание устояло, не получив никаких серьезных повреждений.
После войны группа верующих горьковчан просила Горсиполком об открытии Спасской церкви, однако в ответ был получен отказ. Попытки возвращения храма предпринимались и позднее, но все они оказались провальными. Во времена Перестройки здание церкви чуть было не стало концертным залом – им заинтересовалась государственная консерватория им. М. Глинки, которая провела ремонт кровли, отреставрировала купола и установила на них кресты. Однако этим планам не суждено было осуществиться – 11 декабря 1991 года храм был передан Нижегородской епархии решением Горсовета. В 1993 году храм был вновь освящен митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем. С этого времени начался новый расцвет церкви Всемилостивого Спаса, украсившей собой исторический центр города.
Сергей Котовский