Posted 18 февраля 2017, 06:00

Published 18 февраля 2017, 06:00

Modified 30 октября 2022, 21:57

Updated 30 октября 2022, 21:57

Часовни Нижнего Новгорода, чудом пережившие богоборческую власть

18 февраля 2017, 06:00
На одной из центральных улиц Нижнего Новгорода – Варварской – есть неприметная одноименная часовенка шатрового типа, построенная из красного кирпича. Однако название улицы связано не с часовней Великомученицы Варвары, а с располагавшейся неподалеку Варварской церковью.

Этот однокупольный храм стоял на месте опустевшего ныне концертного зала «Юпитер». Примечательно, что именно в этой церкви крестили Алёшу Пешкова – будущего писателя Максима Горького.

В 1958 году здание закрытой к тому времени Варварской церкви было снесено. Официально снос произошел не из-за новой богоборческой волны руководства страны, а по причине аварийного состояния храма. Кстати, после Октябрьской революции Варварская улица была переименована в честь революционерки и террористки Веры Фигнер. Историческое название возвращено ей лишь в 1990 году.

Варварской церкви нет уже более полувека. Но советское государство удалось пережить маленькой одноименной часовне, тесно прижавшейся к дому причта (Варварская, 36), завешанному ныне неприглядным баннерным полотном с изображением фасада.

Справка. Церковно-причтовые дома предназначаются для служебно-бытовых целей. В них могут быть расположены администрация, трапезные, подсобные помещения. Кроме того, в состав церковно-причтовых домов могут входить крещальни, помещения образовательного и благотворительного назначения, гостиницы, художественные мастерские. Церковно-причтовые дома могут быть как отдельно стоящими, так и пристроенными в другим зданиям храмового комплекса.

Строительство часовни началось 9 августа 1898 года. Уже начиная с 1899 года в ней стало проходить богослужение. Часовня была возведена в память коронации последнего российского императора – Николая II Александровича и его супруги Александры Фёдоровны. Хотя есть и другая версия возведения часовни, связанная с чудесным спасением семьи царя Александра III во время крушения поезда в Борках 17 октября 1888 года.

Часовня являлась подворьем Ягодинского Введенского женского монастыря (в селе Ягодном Княгининского уезда) в губернском центре – Нижнем Новгороде. Автором проекта является нижегородский архитектор Павел Домбровский, построивший за свою карьеру более сотни церквей и около двадцати мечетей.

Над входом в часовню имеется любопытная надпись: «Часовня святой великомученицы Варвары в память нижегородцев, невинно убиенных в годы лихолетья». Надпись эта появилась здесь уже в 90-е годы прошлого века, когда часовенка была вновь передана Русской православной церкви и отреставрирована. Очевидно, что эти слова можно прежде всего отнести к нашим землякам, погибшим в годы Гражданской войны, а также в результате «красного террора» и последующих репрессий. В 1994 году часовня была освящена митрополитом Нижегородским и Арзамасским Николаем.

Аналогичная красная часовня сохранилась и на другой старинной улице Нижнего Новгорода – Ильинской. Исходя из их схожести можно предположить, что автором обоих проектов является один и тот же архитектор. Часовня Казанской иконы Божией Матери на Ильинке была построена вначале 1910-х годов и первоначально использовалась как подворье Спасского свято-Троицкого монастыря (Васильсурский уезд) в Нижнем Новгороде.

Известно, что деньги на строительство часовни выделил нижегородский купец Александр Худяков, роскошная усадьба которого сохранилась на Малой Покровке.

Обе часовни построены в псевдорусском стиле и похожи друг на друга как сестры. В советские годы служба в них, естественно, не велась, однако им посчастливилось уцелеть. Хотя в этой ситуации повезло скорее нижегородцам, которые до сих пор имеют возможность любоваться этими небольшими «шатрами».

Справка. Псевдорусский (русский) стиль – это архитектурное течение в России в середине XIX – начале XX вв.. Он возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Стиль включает в себя несколько подгрупп, в том числе русско-византийское и неорусское направления. Стиль был создан для того, чтобы возродить народное русское творчество, использовать его не только в ремесленной деятельности, но и в более масштабных проектах. Надо понимать, что псевдорусский стиль – это условное название, объединяющее в себе несколько течений. Псевдорусский стиль настолько гибок, что его часто сочетали с другими архитектурными направлениями, включая модерн и романтизм.

После Октябрьской революции оба монастырских подворья были национализированы большевиками. Часовни перестроили под жилые помещения, а их облик – искажен. Нужно отметить, что многие похожие часовни в центре Нижнего Новгорода не смогли пережить богоборческую власть.

Долгое время считалось, что две эти часовни отмечали старые границы города, то есть были своего рода «памятными знаками», однако последние исследования А.И. Давыдова «Чудом уцелевшие: часовни на Варварской и Ильинской улицах в Нижнем Новгороде» доказывают, что это заблуждение. Не исключено, что именно благодаря этой ошибке культовым строениям и удалось сохраниться, поскольку они были поставлены на госохрану.

Знаки-часовни действительно имелись на Варварке и Ильинке вплоть до начала ХIХ века. Причем на последней часовня дополнялась сторожевой будкой и питейным домом. Все это отражено в генплане Нижнего Новгорода 1804 года. Однако на генплане города середины XIX века «пограничных» часовен уже не было. О причинах их исчезновения можно только догадываться...

В центральной части города остается большое количество историко-культурных памятников. Далеко не все они приведены в порядок, поэтому мы не должны забывать, что наша (горожан и городских властей) задача состоит в сохранении этого наследия для будущих поколений. Что касается двух часовен, о которых шла речь выше, то они, без сомнения, останутся «изюминками» двух древнейших нижегородских улиц, как бы не изменился их облик в дальнейшем.

Сергей Котовский

Подпишитесь