Долгое время инвесторы обходили стороной этот ДК, расположенный в географическом центре города, поскольку на его восстановление необходимо потратить «кругленькую» сумму. Естественно, что в городском бюджете средств на реставрацию памятника архитектуры не было и нет.
Примечательно, что над проектом здания работала команда исключительно нижегородских архитекторов: Мичурин, Полтанов, Новиков, Чистов. Стройка была окончена всего за год. Видимо, городские власти хотели продемонстрировать, что возведение таких колоссальных зданий – не проблема для молодой страны Советов.
В 1932 году здесь состоялась первая городская комсомольская конференция Нижнего Новгорода, о чем свидетельствует памятная доска, расположенная на фасаде здания.
Между прочим, дворец, построенный в 1928 году в честь 10-летия Октябрьской революции, долгие годы был крупнейшим культурным учреждением Горького. Проезжая мимо него, многие нижегородцы вспоминают, как посещали в детстве кинотеатр, кружки и секции, располагавшиеся когда-то в ДК Ленина. В зрительном зале дворца, рассчитанном на 1350 человек, ежедневно проводились спектакли и концерты. Кстати, считалось, что зал обладает лучшей в Горьком акустикой. Имелась во дворце культуры и собственная библиотека.
В 2000-е годы многие помещения ДК сдавались в аренду коммерческим организациям. Здесь были и бильярдный клуб, и фитнес-зал, и магазин автозапчастей, и игровые автоматы, и многое другое. Однако дворец постепенно пустел и ветшал, пока не закрылся совсем.
Не хотелось бы опускаться до банальной лирики: дескать, когда-то в этих комнатах и коридорах слышался детский смех, звучала музыка… Но на ум приходят именно такие мысли. Невольно задумываешься, сколько побед, слез радости, надежд связано с этими стенами.
По коридорам ДК гуляет ветер. В 2015 году во дворце произошел пожар, частично уничтоживший его крышу. Теперь разрушение здания происходит еще быстрее – осадки делают свое дело.
Грандиозная люстра, еще недавно украшавшая потолок главного зала дворца, теперь лежит на полу перед сценой. Хотя теперь она здесь и не нужна – через дырявую крышу в помещение проникает достаточно солнечного света.
Матрас, лежащий в углу, свидетельствует о том, что дворец культуры теперь служит ночлежкой для бродяг. Возможно, пожар произошел именно из-за непотушенной сигареты одного из них.
На каждом шагу здесь можно встретить следы былой культурной жизни: поваленная статуя, остов пианино, почетная грамота…
О какой туристической привлекательности города можно говорить, когда памятник архитектуры, находящийся в самом «сердце» Нижнего Новгорода, пребывает в столь плачевном состоянии. На первый, обывательский, взгляд может показаться, что здание ничего выдающегося не представляет, ведь похожих ДК в первые годы советской власти было построено довольно много. Однако нужно понимать, что строений такого масштаба в провинциальных городах можно пересчитать по пальцам. Во-вторых, иностранных туристов в России интересуют, прежде всего, именно памятники советского конструктивизма – у них такого не строили, им это в диковинку.
Справка. Конструктивизм — авангардистское направление в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии, зародившееся в 1920-х — первой половине 1930-х годов в Советском союзе.В 1922-1923 годах в Москве были проведены первые архитектурные конкурсы. Многие проекты были наполнены новыми идеями, позднее положенными в основу творческих объединений — конструктивистов и рационалистов. Ключевым отличием двух течений стал вопрос о восприятии архитектуры человеком: если конструктивисты придавали наибольшее значение функциональному назначению здания, которое и определяло конструкцию, то рационалисты считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать прежде всего психологические особенности восприятия. Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни, и способствовать этому должны были отрицание исторической преемственности, отказ от декоративных элементов классических стилей. Они искали выразительность не в декоре, а в динамике простых конструкций, вертикалей и горизонталей строения, свободе плана здания.
Руины ДК Ленина резко контрастируют с замечательным зданием станции «Родина» детской железной дороги. Такое соседство еще больше подчеркивает скорбное состояние разрушенного дворца.
Сталинская эпоха осталась в прошлом – исчезают и ее дворцы. Казалось бы, все логично. Однако нужно понимать, что с разрушением этих зданий мы теряем очень важную частицу нашей истории. Напомню, что в 30-е годы XX века в Горьком было решено снести часть кремля, воспринимавшегося как «памятник алчного феодализма и царского самодержавия, свидетель жутких страниц кровавого прошлого». Этому не суждено было сбыться из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Думаю, будущим поколениям не стоит брать пример с тех, кто строил эти вандальные планы.
В конце прошлого года региональные СМИ заявили, что дворцом заинтересовался новый инвестор. При этом работы по восстановлению ДК имени Ленина он планирует завершить уже к сентябрю 2017 года, направив на эти цели 550 млн рублей. Честно говоря, верится в эти амбициозные заявления с трудом, поскольку времени остается все меньше и меньше, а воз, как говорится, и ныне там.
И в заключение хочу напомнить, что в Нижнем Новгороде имеется не так много памятников, построенных в стиле конструктивизма. Самые известные из них - дворец культуры имени Ленина и ДК УВД («Дом чекистов») - находятся в разрушенном состоянии. Хорошо, что хоть одному их них, Дому Советов, ничто не угрожает, там сейчас располагается городская администрация.
Сергей Котовский