Posted 14 января 2017, 06:15
Published 14 января 2017, 06:15
Modified 12 ноября 2022, 13:59
Updated 12 ноября 2022, 13:59
В середине XIX века подземная речка была заключена в коллектор из деревянных труб. В 1924 году эти трубы заменили на железобетонные, и сегодня о Почайне напоминают лишь овраг и одноименная улица. По легенде, около кремлевского холма лежит каменная глыба, сдвинув с места которую, можно освободить Почайну, чьи воды смоют город с лица земли.
Но это не единственная легенда, связанная с оврагом. Когда-то под Тайницкой башней кремля существовал секретный ход, который вел к реке Почайне. Он представлял собой крытую наклонную траншею со ступенями, деревянные стенки и перекрытия которой надежно маскировались сверху землей и дерном. Лишь в 80-х годах XIX века при благоустройстве Зеленского съезда остатки тайного хода, давшего название башне, были засыпаны.
На рубеже XIX-ХХ веков в овраге располагался рынок, где продавали в основном подержанную одежду. Этот рынок создавался по плану Нижнего Новгорода 1881 года при выходе Почаинского оврага к Нижнепосадскому гостиному двору возле церкви Казанской иконы Божьей Матери, возведенной в конце XVII века купцом Афанасием Олисовым. В период богоборческой советской власти храм, построенный в память о героических событиях Нижегородского ополчения 1612 года, был разрушен, однако восстановлен в 2000-е годы.
Почаинский рынок называли «ветошным» или татарским словом «Балчуг» (от «балчык» — глина, земля, из-за глинистых почв), поскольку основными торговцами на нем были нижегородские татары. Завсегдатаями Балчуга были бедняки, продававшие и покупавшие грошовые товары. Считается, что с Балчугом связаны первые годы жизни писателя Максима Горького.
Очень интересные строки написал об этом месте писатель Владимир Короленко: «Пройдите еще теперь по нижегородскому балчугу, где просвещенной муниципией нашего столетия для порядку выстроены шатры с разными краткими, но выразительными надписями, вроде «здесь обувают и одевают», — и посмотрите, сколько разного старья переходит тут из рук в руки. Знает ли покупающий, на ком в последний раз было одеяние, которое он с такою гордостию напялил за дешевую цену на свои плечи? Может быть, бывший владелец этого пиджака или этой фуражки уже лежит в сырой могиле, оставив своему неведомому преемнику зародыши своей смертельной болезни, — оспы, дифтерита, чахотки. И владелец, за самую дешевую цену приобретший одеяние, гордо уходит с толкучки, окруженный невидимым облаком смерти…». Живописно, не правда ли?
Справка: Владимир Галактионович Короленко (1853-1921) — русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царской власти, так и в период Гражданской войны и советской власти. За свои критические взгляды Короленко подвергался репрессиям со стороны царского правительства. Значительная часть литературных произведений писателя навеяна впечатлениями о детстве, проведённом на Украине, и ссылкой в Сибирь. В 1885 году Короленко разрешили поселиться в Нижнем Новгороде. Нижегородское десятилетие (1885-1895) — период наиболее плодотворной работы писателя, всплеска его таланта. Здесь он написал свои лучшие произведения: «Сон Макара», «В дурном обществе» и «Слепой музыкант».
Выше рынка возникает участок промышленной застройки. В начале 1880-х годов лысковский купец Алексей Федорович Ермолаев строит в Почаинском овраге, Ново-Лысковский пивоваренный завод. Место для производства выбрано неслучайно: близость к Нижегородской ярмарке гарантировала хороший сбыт напитков. Ново-Лысковский завод быстро становится одним из лучших в Поволжье.
К концу XIX столетия пивные лавки Ермолаевых имелись во всех уездах Нижегородской губернии. Ермолаевское пиво продавалось во всех поволжских губерниях и обеих столицах. К местам продажи оно доставлялось в фирменных вагонах. На XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке ново-лысковское пиво было удостоено серебряной медали.«Серебро» было получено и на выставке в Париже, а в 1903 году пиво Ермолаевых взяло гран-при выставки в Лондоне.
Упадок нижегородского пивоваренного завода Ермолаевых связан с введением сухого закона во время Первой Мировой войны. После Октябрьской революции бывшие владельцы и вовсе лишились своих предприятий.
Но на этом история производства алкогольных напитков в Почаинском овраге не закончилась. Руководство советского государства приняло решение о создании на площадях пивзавода ликеро-водочного производства.
С крахом СССР завод сменил название и перешел в частные руки, однако направленность осталась прежней. В 2000-х годах у ЗАО «Винагропром» возникли проблемы с получением лицензии на производство алкогольной продукции и чуть более пяти лет назад у предприятия сменился собственник. Однако смена руководства не привела к пуску конвейера, простаивающего вот уже более 10 лет.
Однако жизнь на территории бывшего пивзавода не прекратилась. Экс-руководство «Винагропрома» работает над созданием на его площадях социально-культурного центра «Почайна», предоставляя помещения для размещения галерей, выставок, проведения концертов. Чего здесь только нет. Уже сейчас бывший завод представляет собой город в городе. Здесь есть несколько ночных клубов, тату-салон, фотостудия, гончарная мастерская, хлебопекарня... Список далеко неполный.
Даже владельцы помещений не могут точно сказать, сколь этажей имеет заводской комплекс, составляющий одно целое с оврагом. Довольно странно, когда входишь в здание, спускаешься на три этажа вниз и выходишь на улицу. Переходы, коридоры, лестницы – гостю легко в них запутаться. Старинная кирпичная кладка здесь контрастирует с современным кафелем.
Чтобы это место стало общепризнанным культурным центром, многое еще предстоит сделать. Постепенно Почаинский овраг становится точкой притяжения предприимчивой молодежи, которая находит здесь условия для реализации своих идей. О какой-то помощи со стороны городских властей говорить не приходится, однако хочется, чтобы они хотя бы не мешали формированию этой среды. Вероятно, через пару лет о феномене «Почайны» нижегородцы будут говорить с таким же интересом и уважением, как сейчас о «Рождественской стороне».
Текст: Сергей Котовский, фото: Кира Мишина