Posted 31 декабря 2016, 08:00
Published 31 декабря 2016, 08:00
Modified 12 ноября 2022, 13:59
Updated 12 ноября 2022, 13:59
Жители столицы Татарстана берегут исторический центр города, благодаря чему он стал излюбленным местом прогулок для туристов и самих горожан. В 2000 году Казанский кремль был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. К сожалению, в данный перечень не вошла наша крепость, поскольку внутри нее имеются современные постройки.
Немногие знают, что Нижегородский кремль косвенно связан с именем великого инженера Леонардо да Винчи. Именно его идея о строительстве казематов, укрытых толщей башенных стен, получила практическое воплощение в строительстве крепостей того времени, в том числе и в Нижнем Новгороде. Раскопки и обмеры, произведенные под руководством архитектора Святослава Агафонова, показали, что зодчий, строивший кремль, был прекрасно знаком с разработками знаменитого итальянца.
Справка. Святослав Леонидович Агафонов (1911-2002) — российский архитектор-реставратор и историк архитектуры, заслуженный архитектор России. В 1938 году он выступил в прессе против предполагавшегося по генеральному плану сноса части Нижегородского кремля. В начале 50-х годов Святослав Агафонов разработал план реставрации кремля и руководил его осуществлением. Его методика стала базовой для реставрации древнерусских крепостей. С 1966 года по 1999 год – профессор Горьковского инженерно-строительного института, в 1967-1978 годах руководил институтской экспедицией по изучению деревянного зодчества Архангельской и Вологодской областей. В это время Агафонов руководил реставрацией целого ряда архитектурных памятников Нижнего Новгорода и области, выступал консультантом при восстановлении крепостей в Старой Ладоге, Орешке, Пскове, Смоленске.
Вот так и получается: крепостью своей мы мало гордимся, хотя в России она и не имеет аналогов. Известно ли вам, что это единственный кремль в стране с таким грандиозным перепадом высот? Взгляните на стену между Часовой и Ивановской башнями.
Фактически после распада СССР на Нижегородский кремль все махнули рукой, ведь с 1991 года никаких серьезных реставрационных работ на его территории не проводилось (за исключением, разве что, строительства в 2012 году Зачатской башни, разрушенной оползнями ещё в XVIII веке). Древнее здание манежа, в котором в советское время располагалось трамвайное депо, ныне находится в аварийном состоянии, а ведь он был уменьшенной копией московского манежа, которым так гордятся жители столицы. Кстати, именно здесь в 1901-1904 годах проходили знаменитые ёлки для бедных детей, организованные Максимом Горьким.
Как показало время, ломаного гроша не стоили обещания городских властей по возрождению кремлевского фуникулера, построенного в Нижнем Новгороде к Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года. Нижегородцы пользовались фуникулером для быстрейшего подъема в гору от церкви Рождества Иоанна Предтечи. В 1926 году фуникулер закрыли, так как была построена трамвайная линия вдоль Зеленского съезда. Последний раз городская администрация говорила о его восстановлении в связи с празднованием 400-летия Нижегородского ополчения 1612 года. К сожалению, сейчас от фуникулера остался только мрачный тоннель, уходящий под крепостные стены в районе Часовой башни.
В последнее время создается впечатление, что процесс благоустройства кремля сдвинулся с «мертвой точки» – началось восстановление исторических зданий на его территории: отреставрированы древнее здание Арсенала, казармы гарнизонного батальона. Многие башни кремля уже музеефицированы. Надо сказать, что процесс этот начался очень давно. Так, в Дмитриевской башне еще в конце XIX века разместился Художественный музей. Ранее в ней находился губернский архив, который в 1833 году посещал Александр Сергеевич Пушкин, собиравший материал для своей «Истории Пугачева». Кстати, свой современный облик башня получила в 1895 году. Поначалу многие нижегородцы неодобрительно отнеслись к ее перестройке, однако спустя несколько десятилетий она стала визитной карточкой города.
На данный момент в четырех башнях (Дмитриевская, Ивановская, Никольская и Зачатская) из тринадцати располагаются выставки Нижегородского музея-заповедника. Некоторые башни используются сторонними организациями: например, в Кладовой башне находится кафе, а в Коромысловой – клуб исторической реконструкции.
Часть башен (Тайницкая, Борисоглебская, Белая) представляют собой «каменные мешки» – они замурованы и не имеют ярусных перекрытий. Хочется верить, что эти башни дождутся своего часа.
А вот Пороховая башня, примыкающая к зданию Арсенала, уже практически готова принять посетителей. Руководство музея-заповедника планирует разместить на ее ярусах выставку, посвященную истории реставрации Нижегородского кремля. Но пока не решен самый важный вопрос – финансовый – башня пустует.
В преддверии чемпионата мира по футболу, несколько матчей которого пройдут в Нижнем Новгороде, Георгиевская башня должна разместить выставку с рабочим названием «Волки», организованную отделом природы музея-заповедника.
Однако сперва в этой части кремля необходимо провести противооползневые работы. Из-за углового расположения, прямо на краю уходящего к Волге откоса, в XVIII веке пришлось прибегнуть к сооружению мощных контрфорсов для укрепления стен башни. Сейчас участок стены между Георгиевской и Зачатской башнями покрыт трещинами, и сил музея для его ремонта явно недостаточно….
Между зубцами четвертого яруса этой кремлевской башни Нижегородского кремля открывается уникальный вид на Волгу и заволжские дали, а также памятник знаменитому летчику-испытателю Валерию Чкалову и Чкаловскую лестницу.
Спускаясь в мрачные башенные подземелья, невольно вспоминаешь о первых десятилетиях жизни кремля, когда ему пришлось выдержать не одну вражескую осаду. Между прочим, в этом есть еще один повод для гордости, ведь на территорию крепости ни разу не ступала нога неприятеля.
Некогда часть стены между Дмитриевской, Пороховой и Георгиевской башнями была замурована, однако при восстановлении Арсенала потребовалось сломать эту стенку. Быть может, вскоре нижегородцы смогут пройтись и по этому участку стены, а пока им доступны лишь прогулки от Дмитриевской до Ивановской башни.
Нижегородский кремль овеян множеством легенд. Чего только не прочтешь о нем на просторах всемирной сети. Одна из самых популярных «сказок» гласит о том, что в крепости спрятана библиотека Ивана Грозного. Если говорить о легендах, связанных с постройкой твердыни, то, пожалуй, наибольшее их количество связано с Коромысловой башней. По одному из преданий, для того, чтобы кремль был крепким и неприступным, строители башни решили закопать в ее основание первое, подошедшее к месту постройки, живое существо. Им стала молодая девушка, которая проходила мимо с коромыслом. По другой версии данной легенды, зодчие пожалели девушку и закопали вместо нее насекомое-коромысло (стрекозу). Есть еще один вариант происхождения названия башни, согласно которому астраханские татары попытались хитростью овладеть кремлем и ночью подобрались к его стенам. Но ранним утром одна из нижегородских женщин пошла по воду и, увидев врагов, приняла неравный бой с ними и забила коромыслом десятерых из них, пока кому-то не удалось убить ее ударом сабли. Татары призадумались: каковы ж тут воины, если девицы у них столь отважны. И потихоньку убрались от кремлевских стен. Кстати, то, что кремль у Коромысловой башни построен из блоков прочного белого камня, свидетельствует об особой важности данного участка обороны.
Какие бы кризисные явления не преследовали нашу экономику, дело сохранения Нижегородского кремля должно стать общим для наших властей и общества. Поскольку столь грандиозная твердыня была создана общими усилиями, то и сохранить ее можно только сообща.
Сергей Клемес