Порт на Стрелке: эволюция и закат Сибирских пристаней

24 декабря 2016, 09:15
Порт на стрелке был основан в 1932 году, но его история начинается намного раньше – на этом месте в XIX веке располагались Сибирские пристани, где стояли склады частных судоходных компаний. Правда, эти деревянные сараи сложно было назвать складами.

Особое значение данное место приобретает в 1817 году, когда в Нижний Новгород была переведена Макарьевская ярмарка.

Справка. Нижегородская ярмарка — крупнейшая ярмарка в России в 1817-1917 годах. Начало большого периодического торга на средней Волге восходит к весьма отдаленным временам: в середине XIII века он происходит на Арском поле около Казани. В 1524 году великий князь Василий Иоаннович, воспользовавшись тем, что татары разграбили русских купцов, запретил им ездить в Казань и учредил ярмарку в Васильсурске. Позднее торг был перенесен к обители св. Макария. В 1816 году на Макарьевской ярмарке произошел пожар, уничтоживший гостиный двор. После этого правительство приняло решение о переносе ярмарки в Нижний Новгород. Для размещения торга была осушена местность на стрелке Волги и Оки, построена канализация, ставшая первой не только в России, но и во всей Европе. Со строительством ярмарки связаны имена зодчих Московского манежа Августина Бетанкура и Огюста Монферрана. Бетанкур руководил возведением ярмарочного комплекса, с Монферраном связана постройка Спасского собора. Именно это сооружение он повторит в Петербурге в более грандиозных объемах – при постройке Исаакиевского собора.

Но все же расцвет Сибирских пристаней приходится на начало XX века, когда в России начался быстрый промышленный рост. В это время на Стрелке строятся каменные склады, в порту кипит жизнь. Речные коммерсанты богатеют, пристани привлекают толпы голытьбы, надеявшейся бурлацким трудом заработать на кусок хлеба.

Справка. Бурлак – наемный рабочий в России XVI-начала XX веков, который, идя по берегу реки, с помощью троса тянул судно против течения. Бурлацкий труд являлся сезонным: лодки тянули по «большой воде», весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжелых моментов – страгивании лодки с места после подъема якоря. Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов.

Внутри этих громоздких невзрачных складов скрываются уникальные стальные конструкции пакгаузов конца XIX века. Они были построены с помощью клепанных соединений и входили в комплекс грандиозной Всероссийской производственно-художественной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году. Есть мнение, что остекленные пакгаузы использовались во время выставки в качестве выставочных зданий. Позднее, при использовании в качестве склада, конструкции были обложены кирпичом.

Справка. Пакгауз – закрытое складское помещение особого типа при железнодорожных станциях, портах или таможнях, предназначенное для кратковременного хранения коммерческих товаров. Пакгауз оборудуется таким образом, чтобы обеспечивалась быстрая и удобная разгрузка товаров. Зачастую эти склады использовались для хранения ценных и подвергающихся порче под влиянием атмосферных изменений грузов.

Считается, что стальные конструкции были спроектированы при непосредственном участии знаменитого русского изобретателя Владимира Григорьевича Шухова, который построил к выставке 1896 года первую в мире гиперболоидную башню и уникальную ротонду – круглый павильон с висячей стальной сетчатой оболочкой.

Справка. Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939) — русский инженер, архитектор и изобретатель, являющийся автором проектов и техническим руководителем строительства первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода с первыми российскими установками крекинга нефти. Шухов первым в мире применил для строительства зданий и башен стальные сетчатые оболочки. В XXI веке оболочки стали одним из главных средств формообразования авангардных зданий. Владимир Григорьевич ввел в архитектуру форму однополостного гиперболоида вращения, создав первые в мире гиперболоидные конструкции.

Кстати, не совсем корректно называть портом те причалы, которые существовали здесь до установления советской власти, поскольку в дореволюционной России речных портов просто не было. Суда швартовались к дебаркадерам и баржам, а грузы переносились на берег по шатким мосткам. Работа грузчика была ничуть не менее легкой, чем труд бурлака. Их рабочий день длился по 14-17 часов. За это время нужно было перенести 300, а во время ярмарок и 500 пудов (8 тонн!) груза. Портовые краны появились здесь только в период Советского союза, а во времена царской России, никакой механизации, естественно, не было и в помине. В помощь грузчику были лишь крюк, ярмо и собственная спина. Многие из них возвращались домой – в родное село – настолько больными, что не доживали до следующей навигации.

Итак, когда же, собственно, пристани превратились в порт? В феврале 1918 года Владимир Ильич Ленин подписывает Декрет о национализации торгового флота. Вместе с кораблями были национализированы пристани, склады и прочее имущество. А уже в 1920 году принимается план ГОЭЛРО, согласно которому «для передачи грузов с воды на рельсы и обратно необходимо разработать и построить ряд речных портов в местах крупнейших грузовых операций». Кстати, план предусматривал и создание грузового причала в Нижнем Новгороде, однако реализации этой идеи помешала Гражданская война и последовавшая за ней разруха.

Только к началу 30-х годов у руководства страны доходят руки до благоустройства Нижнего Новгорода, в 1932 году приказом наркома водного транспорта создается Нижегородский речной порт. Тогда порт объединял более тридцати разрозненных неблагоустроенных причалов по берегам Оки и Волги в районах Стрелки, Молитовки и Нижне-Волжской набережной. Подавляющая часть погрузочно-разгрузочных работ по-прежнему выполнялась вручную. Но спустя два года на месте бывших Сибирских пристаней строится первый на Волге благоустроенный причал с вертикальной причальной набережной из бетонного монолита.

Во время индустриализации на Стрелке появляется все новая и новая техника, строятся первые портальные краны. Порт перерабатывает массу различных грузов: хлеб, соль, лес, уголь, хлопок, металлы, минеральные грузы. В порту строятся крытые двухэтажные склады, сохранившиеся до сих пор. После Второй Мировой войны здесь на перегрузке круглого леса и камня впервые были испытаны специальные грейферы.

Когда-то здесь кипела жизнь... В советскую эпоху Горьковский порт прочно удерживал звание одного из мощнейших речных портов СССР. Однако пришли «лихие» 90-е, и он ощутил на себе все прелести рыночной экономики. В результате катастрофического падения объемов грузоперевозок и высокой инфляции порту пришлось пережить процедуру банкротства, после которой ему так и не удалось оправиться. Не последнюю роль здесь сыграло его географическое положение, ведь центр города – не самое лучшее место для грузового причала. Отсутствие современных транспортных развязок исключает присутствие столь масштабного объекта в черте города.

В преддверии Чемпионата мира по футболу 2018 года, некоторые из матчей которого пройдут в Нижнем Новгороде, было принято решение убрать порт со Стрелки.

Сейчас администрация и городская общественность предлагают самые разные варианты использования этого пространства. Одни считают, что вокруг собора Александра Невского следует разбить парк, другие видят на этом месте индустриальный музей или музей флота. Третьи считают, что Стрелка может стать прекрасной концертно-фестивальной площадкой.

Как бы там ни было, но пока все портовые сооружения на Стрелке находятся под угрозой сноса: начиная от последних оставшихся кранов до монументальных бетонных складов, построенных здесь в 30-е годы XX века. К слову сказать, стереть с лица земли последние будет не так-то просто, поскольку мощная плита, на которой они стоят, составляет одно целое с причальной стенкой. Хотя, было бы желание...


А вот построить на их месте что-то капитальное будет уже очень проблематично, поскольку данная территория входит в охранную зону уникального памятника архитектуры – храма Александра Невского. Тут нужно крепко призадуматься: а нужно ли тогда сносить склады? Неужели город не придумает, чем заполнить эти площади? Впрочем, некоторые «горячие головы» вообще готовы оставить на Стрелке лишь собор. К счастью, его снести они пока не в силах.

Какое бы решение ни приняли власти, нижегородскому порту следует воздать долг уважения и сохранить память о нем. Ведь благодаря этому историческому месту Нижний Новгород богател, приобретая всероссийскую и международную славу.


Сергей Клемес

#Общество #Сергей Котовский #Новости
Подпишитесь