Posted 29 июня 2016,, 12:22

Published 29 июня 2016,, 12:22

Modified 30 октября 2022,, 22:10

Updated 30 октября 2022,, 22:10

"Нас никто не любит…"

29 июня 2016, 12:22
"Нас никто не любит…"


27 июня / 8 июля - годовщина Полтавской битвы

Фраза Алексадра III, вынесенная в заглавие, стала у нас аксиомой. Россия, дескать, одна в этом мире и всегда справлялась со своими проблемами сама.

Об этом, казалось, свидетельствуют и отзывы иностранцев: всё-то им у нас не нравится, сплошь тирания и бесправие. Министр культуры Мединский диссертацию из этого слепил: как западные дипломаты клеветали на русскую действительность.

Но почему-то эти свидетельства интереснее опусов лживых историков, которых, по замечанию Сервантеса, следовало бы казнить, подобно фальшивомонетчикам.

Последние недели я наслаждался записками датского посланника в России 1709-1711гг. командора Юста Юля (Just Juel).


Что нового? Ничего - о Петре I. Энергичный, толковый, талантливый, общительный – как мы знаем по романам и фильмам. Пожалуй, ещё изрядный мастер выпивать и праздновать. Повод есть всегда: дни рождения и именины, свадьбы и крестины, спуск на воду кораблей и годовщины военных побед, не говоря уже о Новом годе.

Пьянство особенно не понравилось Юлю в России. Застолье – единственная возможность встретиться и поговорить с царём. Официального приёма не дождёшься, а за стаканом – запросто. Беда в том, сколько пьют. Пропустить тост или уйти домой пораньше – нельзя, за этим следят офицеры или солдаты гвардии. Царь пьёт меньше других, а вот сотрапезников поит на славу. Однажды Юль, устав доказывать, что в него больше не лезет, забрался на ванты – пир был на корабле, - чтобы от него отстали. Так Пётр залез за ним туда со стаканом, угостил ещё четырьмя порциями. Моряки, ничего не скажешь.

Но Юль знает истории с летальным исходом: генерал свалился со сходней в воду и утонул, старик отдал концы после штрафного кубка… Самая известная история – свадьба Анны Ивановны, племянницы Петра. Празднование затянулось на месяц, жених -19-летний герцог Курляндский - заболел и умер, едва выехав из Петербурга. Оставил новобрачную - будущую императрицу - вдовой.

«У русских во всей стране всего три доктора; лечат они ото всех болезней, и прибегают к ним все, как больные, так и здоровые: первый доктор – это баня, второй – водка, которую пьют, как воду или пиво, почти все, кому позволяют средства, и третий – чеснок, который русские употребляют не только как приправу, но и едят сырым. Вследствие этого от них весьма дурно пахнет…» Воняет – полбеды. Датчанин утверждает, что перед застольем полы застилают сеном, чтобы проще было убирать за гостями. Патриарх всешутейшего собора Зотов напивается так, что мочится прямо под стол, а царь заботливо держит свечу рядом, при этом в комнатах присутствуют дамы. Впрочем, с женщинами напиваешься ещё сильнее, отмечает дипломат после визита к вдовствующей царице, матушке упомянутой Анны Ивановны.

А была ли Европа опрятней, трезвее, нравственней? Бог знает, но, наверное, она к этому стремилась. Я думаю, датский посланник, как любой иностранец, писавший честно, имел в качестве мерила не реалии своей родины, а выработанный в душе идеал. Много ли пьют ли в Дании? Бог весть, но Юль не хочет быть пьяницей. Мимо пролетают все стрелы антизападников, которые описываются одной формулой: а зато у вас в Америке негров линчуют!

Но честен ли иностранец? Я отметил, что ему в России понравилось. Колёса крепче делают, хотя однажды в дороге у него случилось восемь поломок. Скоморохи забавно играют. Церкви есть красивые, крепости серьёзные. Главное – потрясающая способность русских учиться незнакомому для них прежде делу. И, разумеется, гениальный царь Пётр.

Дания – наш союзник в Северной войне, её посланник настроен дружески. Да, все союзники эгоистичны. Весть о Полтавском сражении государи Дании, Речи Посполитой и Пруссии получили среди увеселений в Берлине, где они съехались и очень мило проводили время. Но тут же заключили союз против Швеции, которая всех достала. Их не было с русской армией под Полтавой, они были биты раньше и лишь теперь подняли голову. Но отвлекали на себя внимание Карла XII, развязывая Петру руки.

Судьба Юля поразительна. После российской миссии он получил повышение, стал вице-адмиралом датского флота. И погиб в бою со шведами при Ясмунде в 1715г. Оказывается, воевали не только русские! Кстати, именно датчане «шлёпнули» три года спустя неугомонного шведского Карла. А Юль мог бы остаться у нас, на казённых харчах, вдали от шведских ядер и пуль. Не захотел. Благодарил Бога, что тот уберёг его от смерти в России.

История всегда сложнее, чем учили в школе. Нет интереснее суждения о родине, чем взгляд иностранца. Найдётся союзник в любой заварухе.

– Скажете, они вот так вот просто нас полюбят?!

– Нет. Но между любовью и ненавистью есть целый спектр человеческих отношений. Иногда надо стоять насмерть, как под Полтавой, а иногда - улыбаться и искать друзей.

Илья Мясковский.

"