В результате такого давления учеба становится не увлекательным путешествием в страну знаний, а тяжелым ожиданием испытания. Однако известно: а) счастливым нас делает процесс, а не результат; б) достигнув мечты (вершины), человек теряет смысл дальнейшего пути и развития.
Сегодня, когда экзаменационный прессинг начинает преследовать детей уже при переходе из младшей в среднюю школу, по словам детского врача-психолога Анастасии Ермолаевой, нервные срывы, связанные с боязнью плохо написать контрольные работы, случаются уже в четвертом классе.
Это может быть связано и с началом пубертатного периода (дети сейчас «созревают» раньше). Первые гормональные сдвиги накладывают отпечаток на поведение.
Но есть и фактор давления со стороны родителей и учителей.
Анастасия Ермолаева, детский врач-психолог
Оказываясь под таким прессом, неустойчивая психика ребенка может дать сбой – от отказа выполнять задания и истерических реакций, до устойчивого нежелания учиться.
Психолог советует очень внимательно относиться к изменениям в поведении ребенка не только перед контрольными работами, но и во все время обучения. Ведь любой длительно накапливающийся стресс может дать бурную реакцию.
Хотя, как говорит Анастасия Ермолаева, испытания в конце девятого класса редко вызывают такую бурю эмоций у школьников. К этому моменту те, кто не собирается поступать в вузы, уже определяются с выбором лицеев и колледжей. А средне-специальные учебные заведения зачастую готовы принять учащихся с любыми результатами.
Те же, кто нацелен на высшее образование, вступают в последнюю, длиной два года, гонку с препятствиями.
Директор ООО «Наука и практика», психотерапевт Нина Казанская считает, что на этом этапе, как ни странно, часто работа психолога заключается в снижении значимости выпускного экзамена. В состоянии психического истощения подросток более уязвим и естественно, что мысли о суициде вполне могут возникнуть в этом контексте.
Кроме всеобщей в России боязни идти к психологу в стрессовой ситуации, В Нижегородской области существует еще одна проблема – отсутствие, либо номинальное присутствие школьных психологов в общеобразовательных учреждениях.
В Нижегородской области работает 887 школ. В министерстве образования сообщили, что сейчас открыто 8 вакансий школьных психологов, в 854 учебных заведениях психологи работают. Путем простого расчета получаем:
Между тем, задачи такого специалиста в школе достаточно сложны.
По словам Анастасии Ермолаева, коротко их можно сформулировать так:
Посчитаем. Среднее количество учеников в школе областного центра – 1000 человек. Рабочая неделя у специалиста, работающего на полной ставке - 40 часов в неделю, 2400 минут. В месяц своим обязанностям школьный психолог может уделить 9600 минут. Делим на тысячу учеников, получается, что каждому школьнику достается примерно девять с половиной минут профессиональной помощи в месяц.
Прием у детского психотерапевта продолжается не менее часа. Соответственно, возможная потребность школьника в психологической помощи, при условии, что в школе вообще есть такой специалист, удовлетворяется в пропорции 1/6.
Такова система. Значит, заверения консультанта отдела дополнительного образования и воспитания министерства образования Нижегородской области Натальи Поляшовой о том, что в нижегородских школах проводятся обязательные мероприятия, направленные на психологическую подготовку ребят к сдаче экзаменов в 9 и 11 классах, озвученные на пресс-конференции, посвященной детским суицидам, кажется сомнительной.
Профессиональные детские психологи советуют:
В 2014 году 100 баллов по отдельным предметам ЕГЭ в Нижегородской области - 79 результатов (75 человек *). В 2015 - 110 результатов (101 человек*).
Это значит, что «круглых» отличников – единицы, по сравнению с тем количеством детей, которые заканчивают школу.
Всегда есть возможность оспорить результат экзамена. Вот итог 2015 года.
Это значит, что есть возможность доказать более высокий уровень знаний.
* - несколько человек получили 100-балльный результат по двум предметам.
Татьяна Кузнецова