По данным «Теплоэнерго», 70% задолженности приходится на население, 18% — долги бюджетных организаций, 12% — коммерческих компаний.
Финансовый директор «Теплоэнерго» Рамиль Галимуллин оценивает ситуацию с долгами как сложную, но уточняет, что запас прочности, наработанный годами, у предприятия все же есть. За счет него предприятие в штатном режиме заканчивает сезон и без резких движений входит в летнюю ремонтную кампанию.
Кассовый надрыв Должники были всегда, но не в таком масштабе, пояснили в «Теплоэнерго». Кризис неплатежей в ЖКХ начался накануне 2015 года, когда, запасаясь впрок предметами быта — телевизорами и холодильниками по старым ценам, — потребители забыли о счетах за коммуналку.
Стандартно ежегодный кассовый разрыв составлял около 300 млн руб. Это плановая ситуация: годовая стоимость тепла равномерно распределена по месяцам, а потребляют жители в холодные месяцы больше, чем оплачивают. До нынешнего года теплоснабжающие компании закрывали разрыв банковскими кредитами. Это было возможно, несмотря на то что банки традиционно неохотно финансируют сферу ЖКХ. Этой зимой ситуация осложнилась. Ставки по кредитам повысились до 20% годовых, и компенсировать затраты за счет заемных средств стало практически невозможно.
Ситуацию усугубляет несовершенство российского законодательства. Решение по тарифам на 2015 год, с учетом их ежегодного изменения 1 июля, принималось еще в условиях прежнего экономического сценария. Сегодня стоимость денег изменилась вдвое, а учтено это в тарифах будет только в 2016 году. Таким образом, восполнить затраты получится лишь через год с лишним. Сюда же прибавим и естественный для нынешних условий рост цен на материалы и комплектующие: насосы, котлы, задвижки…
Напряженность в отношениях Компании, взаимодействующие с поставщиками газа, в условиях серьезных неплатежей, повышения ставок по кредитам оказались в жестких условиях. «Теплоэнерго» должно поставщикам газа 700 млн руб., что на фоне двухмиллиардного долга потребителей мегаполиса вообще не кажется критичной величиной.
«С одной стороны, баланс вроде бы положительный, нам есть чем рассчитываться, — говорит Галимуллин. — С другой стороны, мы не можем удовлетворить обязательства перед поставщиками в полном объеме, в том числе ввиду невозможности одномоментно получить долги с потребителей. Это вносит серьезную напряженность в наши отношения».
Модернизация отменяется С одной стороны — кризис неплатежей, с другой — финансовые обязательства перед поставщиками ресурсов. На финансирование модернизации оборудования возможностей не хватает.
Все помнят,
насколько гладко минувшей осенью прошел процесс старта отопительного сезона. А это в том числе результат масштабных работ по ремонту и модернизации, выполненных летом 2014 года, рекордного по объемам вложений в обновление теплоэнергетического хозяйства.
Делать прогнозы, как город встретит холода в 2015 году, сложно, поскольку сегодня в «Теплоэнерго» говорят о сворачивании инвестиционных программ. Понятно, что начатый, к примеру, капитальный ремонт котельной не остановишь — дешевле достроить, чем заморозить. Теплотрассы с высокой повреждаемостью ремонтироваться тоже обещают. А с возведением новых объектов теперь придется повременить.
Платежеспособность ни при чем При всем этом на фоне других городов Нижний Новгород пока выглядит относительно благополучно. Например, в соседнем Дзержинске при населении в 250 тыс. человек долг потребителей за отопление и горячую воду превысил 1 млрд руб.
В других регионах России тоже масса вопиющих примеров. Так, задолженность потребителей перед теплоснабжающими предприятиями в Пермском крае на начало года составила 7,4 млрд руб. Больше половины этого долга приходится на недобросовестные управляющие компании и прочие организации-посредники, которые собирают деньги с потребителей и удерживают средства в своем пользовании.