Российские эксперты вслед за западными уже лет двадцать твердят, что печатная пресса уходит в прошлое, уступая рынок интернет-изданиям. Однако россияне и, в частности, нижегородцы не спешат прощаться с бумажными СМИ: рынок наполнен как местными, так и федеральными игроками - от общественно-политических изданий до сканвордов, огородной темы и гламура.
Рейтинг прессы по объему аудитории подготовлен на основе исследования National Readership Survey, предоставленного компанией «TNS Россия». Данные приведены по Нижнему Новгороду за май 2013 - апрель 2014 года. Ранжирующим признаком стал показатель AIR (Average Issue Readership) — усредненное количество читателей одного номера издания. Для создания рейтинга так же использовались данные Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), Ассоциации Коммуникационных Агентств России (АКАР).
На самом деле печатная пресса попала в ситуацию выживания еще до появления интернет-СМИ. В 1980-е годы конкуренцию газетам и журналам стало создавать телевидение. Бумажные СМИ стали проигрывать в оперативности, рынок начал сжиматься. Именно тогда ожесточилась борьба за рекламные бюджеты и выросла конкуренция. Рынок сжимается уже второе десятилетие, но не умирает, хотя эксперты давно приготовили венки и заупокойные речи.
Количество зарегистрированных в стране печатных изданий сокращается. Так, в 2014 году их общее количество уменьшилось на 1,5 тыс. по сравнению с 2013 годом. Но это изменение не говорит о том, что место печатных изданий заняли интернет ресурсы - количество зарегистрированных электронных СМИ тоже сократилось. Падение количества зарегистрированных СМИ связано не только с отсутствием интереса к прессе, но и с актуализацией реестра и исключением из него недействующих изданий.
Стоит отметить, что интерес к регистрации новых СМИ сохраняется как со стороны учредителей, давно работающих в данной сфере и расширяющих свою деятельность, так и со стороны тех, кто впервые решил прийти на рынок. В 2013 году 28% зарегистрированных СМИ — это новинки – чаще всего это информационно-новостные или общественно-политические региональные СМИ, клиентские журналы сегмента b2b и b2c, тематические издания.
Еще одно подтверждение того, что рынок печатных СМИ развивается - это сравнительный анализ доходности печатных и электронных изданий России. По данным АКАР на рекламу в печатной прессе в 2013 году пришлось 37 млрд руб. в то время как на рекламу в электронных СМИ всего 9 млрд руб. По итогам 2013 года доходы печатных версий от распространения в розницу и по подписке оцениваются в 68 млрд руб. против доходов от продаж в 0,2 млрд руб. по электронным версиям.
В Нижнем Новгороде ситуация держится в рамках общероссийских тенденций. Печатные СМИ занимают львиную долю рынка. Всего в Нижнем Новгороде на 1 октября 2014 года зарегистрировано 559 средств массовых информаций и 406 из них – это печатные издания. Структура печатных СМИ Нижнего Новгорода такова – из 406 изданий 282 являются газетами, а 101 журналами. В сравнении с октябрем 2013 года количество зарегистрированных печатных СМИ Нижнего Новгорода сократилось на 74 единицы (406 изданий в 2014 году против 480 в 2013). Самая большая аудитория по-прежнему у бесплатных рекламных изданий (всего в городе зарегистрировано 120 рекламных печатных СМИ), однако и к информационно деловым изданиям у нижегородцев сохраняется немалый интерес.
Ежедневные издания
№ | Название | AIR, тыс. чел. | AIR, % |
1 | «Нижегородский рабочий» | 56,2 | 5,2 |
2 | «Автозаводец» | 32,9 | 3,1 |
3 | «Российская газета» | 18 | 1,7 |
4 | «Работа для Вас. Нижний Новгород» | 16,6 | 1,5 |
5 | «Нижегородские новости» | 11,7 | 1,1 |
Еженедельные издания
№ | Название | AIR, тыс. чел. | AIR, % |
1 | «Pro Город» | 289,1 | 26,8 |
2 | «Экстра-Н» | 283 | 26,2 |
3 | «ТелеСемь» | 224,8 | 20,8 |
4 | «Арена» | 148,8 | 13,8 |
5 | «Теленеделя» | 101,6 | 9,4 |
6 | «Аргументы и факты» | 90,1 | 8,4 |
7 | «Комсомольская правда» (w) | 79,2 | 7,3 |
8 | «Телепрограмма» | 67,7 | 6,3 |
9 | «Студия НН» | 57,2 | 5,3 |
10 | «777» | 46,2 | 4,3 |
11 | «Экспресс газета» | 41,8 | 3,9 |
12 | «День города» | 36,8 | 3,4 |
13 | «Лиза» | 35,1 | 3,3 |
14 | «Моя семья» | 33,2 | 3,1 |
15 | «Тайны звезд» | 31,4 | 2,9 |
16 | «МК-Регион» | 29,7 | 2,8 |
17 | «Автомир» | 22,1 | 2 |
18 | «Все для женщины» | 21,2 | 2 |
19 | «Тещин язык» | 20,8 | 1,9 |
20 | «Понедельник» | 20 | 1,9 |
21 | «Ленинская смена» | 18,4 | 1,7 |
22 | «Blizko Ремонт» | 17,6 | 1,6 |
23 | StarHit | 16,4 | 1,5 |
24 | «Новое дело» | 16,3 | 1,5 |
25 | «Банзай. Нижний Новгород» | 15,9 | 1,5 |
26 | «Отдохни!» | 14,2 | 1,3 |
27 | «Футбол» | 11,9 | 1,1 |
28-29 | «Зятек» | 11,8 | 1,1 |
28-29 | «Советский спорт. Футбол» | 11,8 | 1,1 |
30 | «Звезды и советы» | 11,5 | 1,1 |
31 | «Аргументы и факты. Здоровье» | 10,8 | 1 |
32 | «Проспект» | 10,6 | 1 |
Издания, выходящие 1 раз в 2 недели
№ | Название | AIR, тыс. чел. | AIR, % |
1 | «Сам себе лекарь» | 39,2 | 3,6 |
2 | «Лиза Кроссворды» | 38,4 | 3,6 |
3 | «Соляночка» | 28,9 | 2,7 |
4 | «За рулем» (газета) | 25,7 | 2,4 |
5 | «Главбух» | 24,4 | 2,3 |
6 | «Авторевю» | 16,6 | 1,5 |
7 | «Народный доктор» | 16,4 | 1,5 |
8 | «Выбирай. Нижний Новгород» | 15,3 | 1,4 |
9 | «1000 секретов» | 14,2 | 1,3 |
10 | «Садовод и огородник» | 13,1 | 1,2 |
11 | «Приключения, тайны, чудеса» | 13 | 1,2 |
12 | ComputerBild | 12,6 | 1,2 |
13 | «PROспорт» | 10,8 | 1 |
14 | «Огород» | 10,6 | 1 |
15 | «Купи авто» | 10,5 | 1 |
Ежемесячные издания
№ | Название | AIR, тыс. чел. | AIR, % |
1 | «За рулем» | 136,8 | 12,7 |
2 | Cosmopolitan | 91,7 | 8,5 |
3 | «Караван историй» | 73,7 | 6,8 |
4 | «Вокруг света» | 71,4 | 6,6 |
5 | Bellissimo | 66,8 | 6,2 |
6 | «Любимая дача» | 58,8 | 5,5 |
7 | «Люблю готовить!» | 45,8 | 4,2 |
8 | «Охота и рыбалка. XXI век» | 42,8 | 4 |
9 | Burda | 41,9 | 3,9 |
10 | «Моя прекрасная дача» | 39,2 | 3,6 |
11 | VIP Shopping | 33,3 | 3,1 |
12 | «Здоровье» | 30,6 | 2,8 |
13 | «Домашний доктор» | 29,1 | 2,7 |
14 | «Идеи вашего дома» | 28,5 | 2,6 |
15 | «Добрые советы» | 28,3 | 2,6 |
16 | TopGear | 28,2 | 2,6 |
17 | NationalGeographic Россия | 27,9 | 2,6 |
18 | Maxim | 27,6 | 2,6 |
19 | «Караван историй» | 27,3 | 2,5 |
20 | «Оракул» | 26,7 | 2,5 |
21 | «Рыбачьте с нами» | 23,6 | 2,2 |
22 | «Я покупаю. Нижний Новгород» | 22,2 | 2,1 |
23 | «Домашний очаг» | 21,6 | 2 |
24 | Glamour | 20,8 | 1,9 |
25 | «Популярная механика» | 20,5 | 1,9 |
26-27 | Discovery | 19,4 | 1,8 |
26-27 | Men'sHealth | 19,4 | 1,8 |
28 | «Мой прекрасный сад» | 18,6 | 1,7 |
29 | Geo | 18,3 | 1,7 |
30-31 | «Дом-2» | 17,1 | 1,6 |
30-31 | «Пятое колесо» | 17,1 | 1,6 |
32-33 | «Мама и малыш» | 16,5 | 1,5 |
32-33 | «НН. Собака.ru» | 16,5 | 1,5 |
34 | «Женские секреты» | 16,2 | 1,5 |
35 | «Золотые рецепты наших читателей» | 14,6 | 1,4 |
36 | «Гастрономъ» | 14,5 | 1,3 |
37 | «Лиза. Гороскоп» | 14,4 | 1,3 |
38 | «Дом в саду» | 14,1 | 1,3 |
39 | «Приятного аппетита» | 13,6 | 1,3 |
40 | «Красота & здоровье» | 13,5 | 1,3 |
41 | «Лиза. Мой ребенок» | 13,1 | 1,2 |
42 | «Интерьер + дизайн» | 13 | 1,2 |
43 | «Мой кроха и я» | 12,7 | 1,2 |
44 | «Стильные прически» | 12,4 | 1,1 |
45 | Psychologies | 12 | 1,1 |
46 | «Домашние цветы» | 11,9 | 1,1 |
47 | Forbes | 11,8 | 1,1 |
48 | «Просто. Вкусно» | 11,1 | 1 |
49 | Chip | 10,9 | 1 |
50 | «GALA. Биография» | 10,6 | 1 |
Источник: АРПП
Татьяна Михайлова, главный редактор ИД НОАО «Печать» («МК в НН», «Советский спорт», «Спорт-Экспресс»), прокомментировала рейтинг прессы в Нижнем Новгороде по объему аудитории.
Евгений Муравьев, первый заместитель министра информационных технологий, связи и средств массовой информации Нижегородской области, прокомментировал рейтинг прессы в Нижнем Новгороде по объему аудитории.
Раиса Паршкова, Евгения Балакина