Posted 3 июня 2014, 06:06
Published 3 июня 2014, 06:06
Modified 12 ноября 2022, 14:47
Updated 12 ноября 2022, 14:47
На встрече с Владимиром Путиным Валерий Шанцев предложил возобновить госпрограмму утилизации автомобилей. Он отметил, что в Нижегородской области отмечается спад потребительского спроса на продукцию автомобильной промышленности в первом квартале 2014 года. Поэтому Шанцев написал письмо Путину, сообщается на сайте президента. «Я вам писал письмо — вы дали поручение. Может быть, стоит продумать программу утилизации. Это даст нам 10 тыс. автомобилей дополнительно. Думаю, что справимся», — сказал губернатор.
Как уточнили в правительстве Нижегородской области, письмо с предложением о возобновлении госпрограммы утилизации автомобилей было направлено в администрацию президента РФ. Программа направлена на стимулирование спроса на автомобили отечественного производства. Путин дал поручение министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову проработать этот вопрос. Планируется, что деньги на проведение программы в отдельных субъектах РФ, где располагаются крупные автопроизводители, будут выделены из резервного фонда российского правительства.
Первая программа утилизации (по ее условиям покупатель при утилизации автомобиля в возрасте от 10 лет получал 50 тыс. руб. федеральных субсидий при покупке новой машины) продлилась с 2010 по 2011 год. Тогда же Нижегородская область предложила свою, региональную дотацию. Сначала скидка по областной программе составляла 50 тыс. руб., затем 100 тыс. руб. при покупке автомобиля нижегородского производства (Горьковского автозавода) на территории Нижегородской области. В итоге в совокупности со скидкой по федеральной программе (50 тыс. руб.) нижегородцы могли приобретать автомобили марки ГАЗ с общей скидкой 150 тыс. руб.
Как отметили в пресс-службе Группы ГАЗ, таким образом, по этой региональной программе утилизации в прошлый кризисный период в Нижегородской области было реализовано свыше 5 тыс. автомобилей ГАЗ, включая свыше 4,3 тыс. коммерческих автомобилей (LCV) и 722 легковых автомобиля Siber. К региональной скидке иногда приплюсовывалась и федеральная (местная программа заработала чуть раньше федеральной).
В пресс-службе автохолдинга считают, что сейчас наиболее подходящее время для новой программы утилизации именно коммерческого транспорта: в стране критически устарел парк LCV, грузовиков, автобусов, а спад продаж сильнее всего затронул именно сегмент коммерческого транспорта. «Программа обеспечит тройной эффект: поддержит спрос, улучшит экологию и безопасность, оживит экономику», — уверены в Группе ГАЗ. Напомним, продажи коммерческих автомобилей марки ГАЗ в январе–апреле 2014 года составили 20 318 шт., что на 16% меньше, чем за аналогичный период 2013 года.
Ведущий аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов тоже считает, что в 2010–2011 годах программа утилизации сыграла важную роль в восстановлении автомобильного рынка, став катализатором его роста, и позволила частично обновить парк легковых автомобилей в стране. «Если эту программу возобновят, то она снова поможет обновить парк, поскольку около половины числящихся в стране легковых машин — в возрасте старше 10 лет. Также это позволит улучшить ситуацию на рынке», — говорит он.
Финансовый аналитик Lionstone Investment Services Александр Гришанов полагает, что стоит немного увеличить размер компенсации по сравнению с прошлой (50 тыс. руб.), учитывая рост стоимости новых авто на фоне ослабления рубля. Даже с учетом падения доходов населения при снижении стоимости рубля и неопределенности общей экономической ситуации потребитель рассматривает покупку материальных ценностей, которые при любых обстоятельствах будут что-нибудь стоить.
«Фактически для владельцев «автохлама» это шанс избавиться от него без дополнительных затрат», — говорит аналитик. По его мнению, точно учесть реакцию потребителей невозможно, но повторный запуск программы утилизации наверняка благоприятно скажется на местных автопроизводителях, о чем свидетельствует статистика первой программы.
Екатерина Чичурина