В законопроекте, разработанном членом фракции КПРФ Владимиром Булановым, предлагается снизить транспортный налог в среднем на 25%. Главный аргумент: многочисленные соцопросы показывают, что подавляющее большинство автовладельцев считают действующие ставки завышенными. Это, как указано в пояснительной записке к проекту закона, приводит к тому, что люди отказываются платить сбор. Согласно данным управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, по состоянию на 1 октября 2013 года задолженность по транспортному налогу у нас составила 1,93 млрд руб. Должниками числятся более 317 тыс. человек. Предлагаемое снижение ставок, по мнению представителей КПРФ, поможет повысить собираемость этого налога.
В региональном правительстве такой взгляд на проблему посчитали однобоким. Во-первых, подчеркнул вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов на заседании комитета, в данном случае нельзя говорить, что «люди не платят». «У нас задолженность по транспортному налогу — величина постоянная, на конец года всегда примерно одна и та же сумма. Плюс в течение года она колеблется — то уменьшается, то вновь увеличивается. А если бы люди просто отказывались платить, то у нас задолженность нарастала бы, как снежный ком. То есть здесь вопрос скорее в дисциплине автовладельцев, но это уже заботы налоговой службы и судебных приставов», — говорит вице-губернатор.
Также он подчеркнул, что в ближайшем будущем ждать снижения транспортного налога не стоит — на федеральном уровне регионам дано указание назначать максимальные ставки и отменять льготы везде, где это возможно. «Это делается потому, что у регионов очень сложная ситуация с доходами, — поясняет Владимир Иванов «Ньюс-НН». — Это касается не только транспортного налога, но и остальных видов сборов».
В принципе, с финансовой точки зрения такие высокие ставки оправданны, считает председатель комитета ЗС НО по бюджету и налогам Александр Шаронов: «Нужно понимать, что мы тратим на содержание дорог 7–8 млрд руб. Это больше, чем транспортный налог (около 2,5 млрд руб. в год) и региональная доля поступлений от акцизов на топливо вместе взятые. То есть, вопреки распространенному мнению, эти деньги идут на ремонт и содержание дорог, плюс мы стабильно добавляем сверху из других доходов. Что же касается упреков в нецелевом использовании доходов от транспортного налога, то отмечу, что в Бюджетном кодексе не прописано, куда какие деньги идут — область просто получает доходы и распределяет их по своему усмотрению. Целевыми являются только средства, которые нам выделяет федерация. Если говорить о дорожном хозяйстве, то эти деньги идут на строительства больших объектов — трасс, мостов и так далее», — поясняет он.
Очевидно, что неблагоприятная экономическая ситуация заставляет регионы «собирать все по максимуму», несмотря на то что ранее власти постоянно обещали уменьшать налоговое бремя на население. Так, в 2011 году, когда в Нижегородской области транспортный налог для некоторых категорий автовладельцев снизили на 10%, народные избранники громогласно заявляли, что «это еще не предел» и будет продолжена «дальнейшая работа в этом направлении». А в конце 2012 года уже президент России заявлял, что нужно поэтапно отменять транспортный налог и заменять его акцизами.
Такие обещания со стороны власть имущих не могли не обнадежить автолюбителей. Однако в итоге акцизы выросли, а транспортный налог в Нижегородском регионе остается одним из самых высоких в округе. «Государство наживается на нас, — транслирует «народную» позицию в разговоре с «Ньюс-НН» Владимир Буланов. — Акцизы растут, транспортный налог один из самых высоких в стране, хотят наставить камер и увеличить количество выписываемых штрафов в несколько раз. Это злит народ. В Арзамасе уже бунт вспыхнул». К сожалению, пока агрессия в обществе, и на дорогах в частности, только нарастает.
Александра Елина
Действующие ставки по транспортному налогу в регионах ПФО
Ставка по транспортному налогу, руб. с | ||||||
45- | До | 100- | 150- | 200- | Свыше | |
Башкортостан | 25 | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Нижегородская область | 13,5 | 22,5 | 31,5 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 16 | до |
свыше
43
75
150
Саратовская область
14
14
30
50
75
150
Татарстан
10
10
35
50
75
150
Удмуртия
8
8
20
50
75
150
Оренбургская область
0
0
15
50
75
150
Кировская область
15
до
свыше
до
свыше
44
60
120
Марий-Эл
25
25
35
50
50
90
Мордовия
12,5-14,4 (в зависимости от возраста автомобиля)
12,5-14,4 (в зависимости от возраста автомобиля)
21,6
31,6
63,3
119,4
Ульяновская область
10
10
30
45
65
100
Пермский край
25
25
30
50
58
58
Пензенская область
8-12,5 (в зависимости от возраста автомобиля)
8-12,5 (в зависимости от возраста автомобиля)
16
22,5
55
104
Чувашия
11
11
19
31
55
92
По данным ФНС России