Транспортный налог: парад невыполненных обещаний

16 декабря 2013, 14:12
На этой неделе комитет по бюджету и налогам ЗС НО не поддержал инициативу одного из депутатов по снижению транспортного налога. Более того, правительство ясно дало понять, что в ближайшем будущем не собирается отказываться от дополнительных поступлений в бюджет. Между тем в Нижегородской области одни из самых высоких ставок транспортного налога в стране, что закономерно вызывает недовольство местных автомобилистов, которые уже давно ждут обещанного снижения сборов.

В законопроекте, разработанном членом фракции КПРФ Владимиром Булановым, предлагается снизить транспортный налог в среднем на 25%. Главный аргумент: многочисленные соцопросы показывают, что подавляющее большинство автовладельцев считают действующие ставки завышенными. Это, как указано в пояснительной записке к проекту закона, приводит к тому, что люди отказываются платить сбор. Согласно данным управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, по состоянию на 1 октября 2013 года задолженность по транспортному налогу у нас составила 1,93 млрд руб. Должниками числятся более 317 тыс. человек. Предлагаемое снижение ставок, по мнению представителей КПРФ, поможет повысить собираемость этого налога.


В региональном правительстве такой взгляд на проблему посчитали однобоким. Во-первых, подчеркнул вице-губернатор Нижегородской области Владимир Иванов на заседании комитета, в данном случае нельзя говорить, что «люди не платят». «У нас задолженность по транспортному налогу — величина постоянная, на конец года всегда примерно одна и та же сумма. Плюс в течение года она колеблется — то уменьшается, то вновь увеличивается. А если бы люди просто отказывались платить, то у нас задолженность нарастала бы, как снежный ком. То есть здесь вопрос скорее в дисциплине автовладельцев, но это уже заботы налоговой службы и судебных приставов», — говорит вице-губернатор.


Также он подчеркнул, что в ближайшем будущем ждать снижения транспортного налога не стоит — на федеральном уровне регионам дано указание назначать максимальные ставки и отменять льготы везде, где это возможно. «Это делается потому, что у регионов очень сложная ситуация с доходами, — поясняет Владимир Иванов «Ньюс-НН». — Это касается не только транспортного налога, но и остальных видов сборов».

В принципе, с финансовой точки зрения такие высокие ставки оправданны, считает председатель комитета ЗС НО по бюджету и налогам Александр Шаронов: «Нужно понимать, что мы тратим на содержание дорог 7–8 млрд руб. Это больше, чем транспортный налог (около 2,5 млрд руб. в год) и региональная доля поступлений от акцизов на топливо вместе взятые. То есть, вопреки распространенному мнению, эти деньги идут на ремонт и содержание дорог, плюс мы стабильно добавляем сверху из других доходов. Что же касается упреков в нецелевом использовании доходов от транспортного налога, то отмечу, что в Бюджетном кодексе не прописано, куда какие деньги идут — область просто получает доходы и распределяет их по своему усмотрению. Целевыми являются только средства, которые нам выделяет федерация. Если говорить о дорожном хозяйстве, то эти деньги идут на строительства больших объектов — трасс, мостов и так далее», — поясняет он.


Очевидно, что неблагоприятная экономическая ситуация заставляет регионы «собирать все по максимуму», несмотря на то что ранее власти постоянно обещали уменьшать налоговое бремя на население. Так, в 2011 году, когда в Нижегородской области транспортный налог для некоторых категорий автовладельцев снизили на 10%, народные избранники громогласно заявляли, что «это еще не предел» и будет продолжена «дальнейшая работа в этом направлении». А в конце 2012 года уже президент России заявлял, что нужно поэтапно отменять транспортный налог и заменять его акцизами.


Такие обещания со стороны власть имущих не могли не обнадежить автолюбителей. Однако в итоге акцизы выросли, а транспортный налог в Нижегородском регионе остается одним из самых высоких в округе. «Государство наживается на нас, — транслирует «народную» позицию в разговоре с «Ньюс-НН» Владимир Буланов. — Акцизы растут, транспортный налог один из самых высоких в стране, хотят наставить камер и увеличить количество выписываемых штрафов в несколько раз. Это злит народ. В Арзамасе уже бунт вспыхнул». К сожалению, пока агрессия в обществе, и на дорогах в частности, только нарастает.

Александра Елина

Действующие ставки по транспортному налогу в регионах ПФО

Ставка по транспортному налогу, руб. с 1 л.с.

45-100 л.с.

До 100 л.с.

100-150 л.с.

150-200 л.с.

200-250 л.с.

Свыше 250 л.с.

Башкортостан

25

25

35

50

75

150

Нижегородская область

13,5

22,5

31,5

45

75

150

Самарская область

16

16

до 120 л.с. – 24

свыше 120 л.с. 33

43

75

150

Саратовская область

14

14

30

50

75

150

Татарстан

10

10

35

50

75

150

Удмуртия

8

8

20

50

75

150

Оренбургская область

0

0

15

50

75

150

Кировская область

15

до 85 л.с. – 18

свыше 85 л.с. 20

до 110 л.с. – 20

свыше 110 л.с. 30

44

60

120

Марий-Эл

25

25

35

50

50

90

Мордовия

12,5-14,4 (в зависимости от возраста автомобиля)

12,5-14,4 (в зависимости от возраста автомобиля)

21,6

31,6

63,3

119,4

Ульяновская область

10

10

30

45

65

100

Пермский край

25

25

30

50

58

58

Пензенская область

8-12,5 (в зависимости от возраста автомобиля)

8-12,5 (в зависимости от возраста автомобиля)

16

22,5

55

104

Чувашия

11

11

19

31

55

92

По данным ФНС России

#Общество #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь