От «Газелей» к Lada

5 ноября 2013, 14:11
Президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссон избран президентом компании «АвтоВАЗ». Эксперты отмечают, что у Андерссона много заслуг: именно при нем группа вышла на максимальные показатели прибыли и было налажено сотрудничество с несколькими иностранными автопроизводителями. Аналогичную работу ему придется вести и на «АвтоВАЗе», который работает в тесном контакте с Nissan-Renault.

Как позвали Андерссона

О том, что «АвтоВАЗ» решил пригласить Бу Андерссона, Волжский автозавод сообщил еще в середине октября этого года. Тогда было заявлено, что руководство «АвтоВАЗа» на очередном собрании совета директоров предложит кандидатуру президента «Группы ГАЗ» как одного из возможных кандидатов на пост президента «АвтоВАЗа». Причина смены руководителя — уход Игоря Комарова на другую работу. Однако, несмотря на такой анонс, «Группа ГАЗ» на заседании совета директоров ОАО «ГАЗ» (входит в состав группы) переизбрала Андерссона в совет.

4 ноября совет директоров «АвтоВАЗа» освободил Игоря Комарова от должности президента и утвердил на этом посту Андерссона с 5 ноября 2013 года. Он вступит в должность с 31 декабря 2013 года или с другой даты, когда сможет выполнять обязанности президента компании, сообщил пресс-центр «АвтоВАЗа». В «Группе ГАЗ» пока не комментируют уход Андерссона.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов говорит, что, как правило, у топ-менеджеров такого уровня есть множество обязательств и задач, которые нужно решить на прежнем месте работы, и мгновенно перейти на новое место они просто не могут. «Кроме того, могут быть и личные обстоятельства, которые не позволяют все изменить мгновенно», — поясняет Баранов предложение «АвтоВАЗа» об отсрочке вступления Андерссона в новую должность.

Чем прославился Андерссон

Бу Андерссон начал карьеру в автомобилестроительной отрасли в 1987 году, проработав в General Motors и Saab. С июня 2009-го он был назначен советником генерального директора компании «Базовый элемент» Олега Дерипаски по автомобилестроению, в июле был избран председателем совета директоров ОАО «ГАЗ» и назначен президентом «Группы ГАЗ».

Аналитик УК «Солид Менеджмент» Ирина Ступакова говорит, что Андерссону удалось изменить ГАЗ: прошлый год стал лучшим в истории концерна, тогда как сегодняшний спад — следствие общего замедления экономики в стране, которое сказывается на всех машиностроителях. Напомним, в этом году упали продажи многих марок автомобилей в России. Так, продажи моделей ГАЗа сократились за 9 месяцев на 5% — до 64 279 штук (данные Ассоциации европейского бизнеса).

Финансовый аналитик Lionstone Investment Services Александр Гришанов также говорит, что под руководством Андерссона «Группа ГАЗ» в 2012 году показала лучшие финансовые результаты за всю свою историю. Напомним, в 2010 году чистая прибыль группы по МСФО составила 2,1 млрд руб., в 2011 году — 8,5 млрд руб., в 2012-м — 8,8 млрд руб.

В пользу Андерссона говорит и факт налаживания сотрудничества с General Motors (в начале 2013 года на Горьковском автозаводе началось производство автомобиля Chevrolet Aveo) и Volkswagen (с 2012 года на ГАЗе выпускают Scoda Yeti), вспоминает Ступакова.

Также при Андерссоне было налажено сотрудничество с Daimler по производству коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter, с Bosal — по производству выхлопных систем, c «ПСМА Рус» (совместное предприятие PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors Corporation) — по производству рам для автомобилей Mitsubishi Pajero Sport.

Кроме того, в конце 2012 года было подписано соглашение с европейским производителем крепежа Bulten по организации совместного предприятия, а в сентябре 2013 года — с итальянской Magnetto Wheels SpA (колесный дивизион итальянской группы CLN SpA) меморандум о взаимопонимании по организации совместного предприятия, которое станет производить колесные диски.

Гришанов считает, что замену Андерссону «Группе ГАЗ» найти будет нелегко — у него огромный управленческий опыт в автопроме.

Чего ожидают от Андерссона

Как отметил председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Карлон Гон, Бу Андерссон — талантливый и грамотный менеджер автомобильной индустрии с огромным опытом на ключевых рынках, имеющих решающее значение для будущего развития альянса Renault-Nissan. «Я жду того вклада, который он внесет в прибыльный рост «АвтоВАЗа» и альянса», — сказал Гон.

Зампредседателя совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Чемезов добавил, что предприятие вступает в новый этап развития, перед ним стоят амбициозные цели по наращиванию объемов производства и увеличению доли на российском рынке. «Убежден, что большой опыт и знания Бу Андерссона позволят выполнить поставленные задачи», — отметил Чемезов.

Ступакова говорит, что в Тольятти Андерссону предстоит работать в тесном контакте с Nissan-Renault, то есть для «АвтоВАЗа» он подходящий кандидат. «С другой стороны, факт его назначения говорит о «короткой скамейке запасных» в «АвтоВАЗе» и в целом в российском автопроме, который так и не смог составить конкуренцию западным компаниям», — констатирует аналитик.

По словам Гришанова, выбор «АвтоВАЗа» вполне оправдан: сейчас перед компанией стоят новые задачи. Комарову пришлось управлять «АвтоВАЗом» в посткризисный период, и он благополучно справился с этой сложной задачей. Предприятию удалось не только выжить, но и начать успешно развиваться.

С ним соглашается Баранов, который отмечает, что перед «АвтоВАЗом» стоят задачи по интеграции в общий производственный процесс альянса Renault-Nissan, дальнейшей оптимизации процесса обеспечения комплектующими. Андерссон имеет колоссальный опыт именно в этой области, поэтому его кандидатура выглядит выигрышным решением совета директоров компании.

Директор макрорегиона Поволжье HeadHunter Софья Исакова добавляет, что «АвтоВАЗ» движется в направлении перехода к западным системам управления, поэтому логично, что этим займется человек с соответствующим опытом. По ее словам, существенных сдвигов на уровне компании можно ожидать не раньше, чем через год работы новой команды, а учитывая инерционность огромного предприятия — и позднее.

Екатерина Чичурина

#Общество #Новости #Денис Объедкин
Подпишитесь